Депутаты высоко оценили итоги реализации в 2015 году региональной программы развития образования

23.06.2016

Сегодня на очередном заседании Законодательного Собрания автономного округа депутатам была представлена информация о реализации в 2015 году государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы».
Как рассказала директор Департамента образования автономного округа Ирина Сидорова, реализация государственной политики в сфере образования велась по пути повышения эффективности и качества образования и подготовила благоприятную почву для формирования приоритетных инновационных проектов в этой сфере. По итогам социологического опроса доля удовлетворённых полнотой и качеством образовательной услуги составила 84% опрошенных.
На реализацию программы, которая включает в себя шесть подпрограмм, в 2015 году было выделено из окружного бюджета 19,8 млрд рублей, исполнение составило 98,3%, что выше уровня прошлого года на 1,3%. В рамках Адресной инвестиционной программы осуществлялось финансирование проектирования и строительства 35 объектов образования стоимостью около 26 млрд рублей. Введено в эксплуатацию в 2015 году 4 объекта, на 2016 – 2017 годы запланировало введение еще 22 объектов.
По словам представителя профильного департамента, очередность на устройство детей в детские сады за последний год уменьшилась более чем на 3000 детей и составила 9026 человек. При этом полностью ликвидирована очередь среди детей от трех до семи лет. Такие изменения связаны с созданием 1719 дополнительных мест в дошкольных группах из 1654 запланированных. Дополнительный эффект был достигнут за счет открытия «кочевых» групп при 16 детских садах округа, дошкольным кочевым образованием охвачено около 140 детей.
В ходе реализации программы почти 45 тысяч ямальских учеников получили возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ, обучаться с помощью мультимедийных установок и интерактивных учебных пособий. В начальной школе на 40 единиц возросло количество площадок для проведения наблюдений и исследовательской работы. Таким образом, ямальские школьники теперь применяют теоретические знания на практике.
Также продолжена реализация регионального проекта «Школа Ямала – территория Wi-Fi». С помощью беспроводного покрытия сети в 92% образовательных учреждениях используются электронные образовательные ресурсы в начальном звене. В 48% – созданы медиатеки. 
В регионе продолжено функционирование автоматической информационно-образовательной системы «Сетевой Регион. Образование». В учебных заведениях внедрена электронная система управления. Во всех школах существуют электронный документооборот, электронные дневники, электронные учительские.
Результаты итоговой аттестации выпускников, диагностических процедур среди учащихся начального и среднего звена, итоги участия во всероссийских олимпиадах разного профиля показывают достаточно высокий уровень грамотности детей и подростков автономного округа. 
Усилено внимание к организации обучения в старшей школе так, чтобы каждый старшеклассник уже на старшей ступени мог сделать профессиональный выбор.  Это создание корпоративных классов, расширение профильного направления подготовки, кроме того усилен  инженерно-технический профиль. Охват профильным обучением учащихся 10–11 классов составил 96,3%, предпрофильной подготовкой среди 9-классников – 100%. Профессиональное образование по приоритетным для экономики Ямала направлениям (добыча полезных ископаемых, электроэнергетика, строительство, транспорт, образование, медицина) получают 60% обучающихся научно-образовательных комплексов. 
Продолжена реализация мероприятий, направленных на обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное образование. Так, в 20% школ создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов. В регионе функционирует шесть центров дистанционного образования, в которых обучается 89 детей-инвалидов.
По мнению Ирины Сидоровой, применение новых принципов организации школьного питания позволило более полно осуществлять производственный, финансовый контроль и контроль качества на всех этапах производства продукции, гарантируя качество пищи. Доля школьников, которые получают качественное горячее питание, составляет 95%.
В 2015 году завершен процесс оптимизации сети детских домов на территории округа. Благодаря принимаемым регионом мерам социальной поддержки в 2015 году на 18% сократилось количество воспитанников в детских домах. Сегодня в регионе функционирует всего 3 детских дома, в которых проживают около 100 детей. 
Глава ведомства отметила системную работу по кадровому обеспечению и повышению профессионального уровня педагогического сообщества. Так, в 2015 году впервые в регионе и в целом по России введена система педагогических статусов: педагог-исследователь, педагог-наставник и педагог-методист. Это позволяет учителю планировать свою  профессиональную карьеру, дает возможность учителям с большим опытом профессионально и эмоционально «не выгорать», а передавать свой опыт молодым учителям. Как подчеркнула Ирина Сидорова, каждый третий учитель Ямала моложе 35 лет. 
Кроме того, в регионе проводится работа по выполнению указа Президента Российской Федерации по доведению средней заработной платы педагогов по уровням образования до установленных целевых показателей. Так, по данным Росстата, по итогам 2015 года средняя заработная плата педагогических работников школ составила 76 000 рублей, детских садов – 62 000 рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения – 69 000 рублей, детских домов – 64 000 рублей.
В ходе дальнейшей реализации программы планируется сохранить гарантии в части обеспечения уровня заработной платы педагогам. Будут обеспечиваться меры социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций, в том числе семьям, имеющим детей дошкольного возраста, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также работникам образовательных организаций. В планах ведомства повысить долю образовательных организаций с универсальной безбарьерной средой для обучения детей-инвалидов. В приёмные семьи, на усыновление, под опеку планируется передать практически всех детей-сирот. 
«Сегодня мы увидели, что преодолев все сложности реформирования системы образования, действительно грандиозные задачи и целевые показатели программы достигнуты. Это те социальные достижения и результаты в системе образования за последние 5 лет и 2015 год, которыми автономный округ может по праву гордиться», – подвела итог обсуждению председатель Комитета по социальной политике и ЖКХ Елена Зленко.