В 2020 году финансовая помощь местным бюджетам на Ямале достигла своего максимума

19.02.2020

Сегодня на заседании Комитета Законодательного Собрания автономного округа по экономической политике, бюджету и финансам первый заместитель директора Департамента финансов региона Артур Репин представил информацию о новациях и лучшем опыте межбюджетных отношений на Ямале.

Одна из ключевых задач бюджетной политики автономного округа в сфере межбюджетных отношений – расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. На Ямале межбюджетное регулирование осуществляется на принципах обеспечения в полном объеме приоритетных расходных обязательств, создания условий для роста экономического потенциала муниципальных образований, формирования сбалансированных местных бюджетов.

Как подчеркнул Артур Репин, масштабные изменения в Бюджетный кодекс РФ внесены Федеральным законом от 02 августа 2019 года № 307-ФЗ.

Во исполнение федерального законодательства в конце 2019 года окружным парламентом в данной сфере были приняты 4 закона автономного округа по внесению соответствующих изменений: в закон о межбюджетных отношениях в округе; в закон о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в автономном округе отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений; в закон автономного округа об окружном бюджете в части формирования единой субвенции; в закон автономного округа о бюджетном процессе в части уточнения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.

С 2020 года заключены соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов с муниципальными образованиями, являющимися получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Отметим, местные бюджеты на 2020 – 2022 годы сформированы с учетом изменений федерального законодательства, кроме того сохранилась тенденция применения стимулирующих механизмов в части межбюджетного регулирования. Данные механизмы позволяют поощрять органы местного самоуправления по таким направлениям, как: содействие развитию налогового, экономического потенциала муниципального образования, достижение наилучших значений показателей организации и осуществления бюджетного процесса, достижение и (или) поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, внедрение практики инициативного бюджетирования.

«Финансовая помощь местным бюджетам из окружного бюджета за последние пять лет увеличилась почти в два раза. Трансферты муниципальным образованиям в 2020 году запланированы на 30% больше, чем в 2019 году. Это максимальное значение за всю историю Ямала», – отметил Артур Репин.

2.jpg

В предстоящем бюджетном цикле (2020 – 2022 годы) расширена практика предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а именно консолидированных межбюджетных субсидий и единых субвенций.

Единые субвенции – это межбюджетные трансферты, в рамках которых финансируется сразу несколько переданных государственных полномочий автономного округа.

На протяжении последних двух лет данный инструмент показал свою высокую эффективность. Созданные для муниципальных образований в автономном округе возможности оперативного перераспределения средств субвенции между переданными полномочиями положительно отразились на качестве бюджетного процесса в муниципальных образованиях и позволили сэкономить средства окружного бюджета.

Отметим, Ямал – один из трех субъектов, который внедрил практику предоставления единой субвенции местным бюджетам. Министерство финансов РФ высоко отметило данный опыт.

Также на Ямале уделяется большое внимание развитию инициативного бюджетирования, которое является инновационным подходом в управлении бюджетным процессом.

Начиная с 2018 года муниципальные образования в автономном округе активно включились в работу по инициативному бюджетированию. Несмотря на непродолжительный период с момента постановки задачи о проекте «Бюджетная инициатива граждан», в муниципальных образованиях проведена колоссальная работа по внедрению указанного проекта.

«С помощью инициативного бюджетирования жители того или иного муниципального образования в автономном округе самостоятельно решают, на что следует потратить определенные части бюджета. Это требует, с одной стороны, гражданской активности, а с другой стороны, гражданской компетентности в том, как устроен бюджетный процесс. Бюджетная система существует для граждан. Это инструмент экономической политики, и необходимо сделать ее понятной людям. Необходимо, чтобы они участвовали в бюджетном процессе, чтобы демократические механизмы, прежде всего механизмы подготовки к выбору приоритетов в развитии своего региона, района или поселка, были доступны населению. Одна из главных функций, которая отличает гражданское общество, – это понимание населения территории, зачем и для чего они платят налоги и на что в результате они могут рассчитывать», – подчеркнул председатель комитета Виктор Казарин.

С целью развития и совершенствования механизмов инициативного бюджетирования на территории округа будет и в дальнейшем проводиться разъяснительная работа с представителями органов местного самоуправления, инициативными группами граждан, участниками некоммерческих организаций.

Также будет учтена специфика каждого муниципального образования и создана прозрачная и понятная для широкого круга граждан методологическая и нормативно-правовая база. Продолжится работа по внедрению школьного партисипаторного бюджетирования, что окажет положительное влияние на заинтересованность в процессе расходования средств и ответственность детей подросткового возраста за принятые решения.