Сергей Харючи: «Система законодательного регулирования должна быть выстроена таким образом, чтобы не только своевременно выявлять недостатки, но и оперативно их устранять»

18.04.2012

Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи выступил сегодня перед депутатами окружного парламента с докладом о состоянии законодательства в автономном округе в 2011 году.

Свой доклад ямальский спикер построил на основе анализа почти 170 законов автономного округа, принятых в течение 2011 года. Сравнение проводилось с действовавшими ранее юридическими документами с целью выявления динамики развития нормативной базы и возможных пробелов правового регулирования.

По словам Сергея Харючи, в 2011 году различные сферы окружного законодательства изменялись с разной динамикой, что в значительной степени обусловлено направлениями и интенсивностью законодательной деятельности в предыдущие годы. К этому времени объемный массив законодательного обеспечения был создан в таких сферах регулирования как социальная защита, социальная поддержка и социальное обеспечение; охрана окружающей среды; защита прав национальных меньшинств и политических прав граждан; деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; инвестиционная деятельность и других. В связи с этим органами государственной власти автономного округа в 2011 году решались две задачи: оптимизация законодательства в этих сферах отношений и развитие новых направлений правового регулирования.

Некоторые векторы в развитии законодательства, отмеченные в 2011 году, по мнению ямальского спикера, могут стать основой развития законодательного обеспечения в последующие годы. В частности, Сергей Харючи выделил: дальнейшее стимулирование позитивных социально-экономических тенденций в различных сферах общественных отношений за счет создания для этого соответствующих условий; модернизацию структуры управленческого воздействия на социально-экономические процессы в соответствии с изменениями институциональной среды на федеральном уровне; развитие методов стимулирования межотраслевых явлений и связанных с этим механизмов финансирования; расширение границ расходных обязательств за счет коррекции отдельных параметров.

«Обозначенный спектр направлений развития законодательства формирует не только изменение качества расходных обязательств в регионе. Одновременно создаются условия для формирования системы оценки экономической и социальной эффективности бюджетных расходов. В связи с этим представляется, что анализ, систематизация и коррекция законодательства автономного округа в соответствии с критериями бюджетной эффективности может стать одним из доминирующих направлений стратегии правового развития Ямала», – подчеркнул Сергей Харючи.

В качестве системного итога 2011 года и позитивной тенденции развития окружного законодательства ямальский спикер также отметил изменения в регулировании межбюджетных отношений, реализуемых через передачу отдельных государственных полномочий и формирующих результативную систему публичного управления.

Помимо этого, Сергей Харючи акцентировал внимание депутатов на том, что правовое закрепление взаимосвязи между качеством законодательства, эффективностью публичного управления и результатами регулирующего воздействия законодательства должно являться предметом деятельности Законодательного Собрания автономного округа как законодательного органа государственной власти субъекта РФ: «Именно законодательный орган государственной власти региона определяет контуры правовой стратегии развития региона, а также обеспечивает трансформацию результатов выполнения собственных представительных и контрольных функций в качество и тенденции развития регионального законодательства. Очевидно, что понимание роли и места Законодательного Собрания ЯНАО в процессах социально-экономического развития региона делают все более актуальным вопрос о необходимости принятия окружного закона, определяющего статус, управленческие функции и иные существенные характеристики регионального парламента как одного из субъектов публичного управления».

В заключение своего доклада ямальский спикер отметил: «Итоги работы над предыдущими и настоящим докладом еще более убеждают нас в необходимости долговременного планирования законопроектной деятельности на уровне автономного округа. Система законодательного регулирования должна быть выстроена таким образом, чтобы не только своевременно выявлять недостатки в результате осуществления правового мониторинга, но и оперативно их устранять. Выполнение субъектами правотворчества в автономном округе рекомендаций, сформулированных в докладе, в предстоящем периоде позволит не только повысить качество законодательного обеспечения политики Ямало-Ненецкого автономного округа по важнейшим направлениям общественной жизни, но и создаст предпосылки для дальнейшего поступательного движения в осуществлении главной стратегической миссии региона: обеспечит экономический рост в интересах страны и на благо ямальцев».

Добавим, что Ямало-Ненецкий автономный округ – один из первых субъектов РФ, который оценил необходимость анализа результатов собственного правотворчества и начал использовать подготовку докладов о состоянии регионального законодательства в качестве одного из инструментов публичного управления. Как показала практика, это позволяет оценить степень и качество реализации правотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в рамках действующей модели российского федерализма. Кроме того, представленный на обсуждение депутатов доклад носит публичный характер и размещен на официальном сайте Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. Это дает возможность каждому гражданину увидеть объективное измерение результатов законотворческой работы органов государственной власти автономного округа, дать им объективную оценку, увидеть тенденции дальнейшего развития и оценить эффективность реализации на практике законодательных положений (в том числе в деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории автономного округа). Данный подход позволяет реализовать один из вариантов прямой и обратной связи между органами государственной власти ЯНАО и его жителями, обеспечивает реализацию взаимосвязи между законодательной и представительной функциями Законодательного Собрания автономного округа, а также создает условия для расширения возможностей непосредственного участия граждан в государственной жизни округа.