В Ноябрьске обсудили вопросы экологической безопасности в регионе

18.04.2017
DSC_0534.jpg

Сегодня в г. Ноябрьске состоялось выездное заседание комитета окружного парламента по промышленности, природопользованию и экологии на тему «Безотходное производство и потребление как условие экологической безопасности в Ямало-Ненецком автономном округе». В нем приняли участие депутаты окружного парламента, представители исполнительных органов власти и местного самоуправления, контрольных ведомств в сфере природопользования, предприятий ТЭКа, научного сообщества и общественности.
Участники отметили актуальность темы заседания для арктического региона. Ежегодно на территории округа образуется свыше 600 000 тонн отходов, в структуре которых около 10% составляют отходы ЖКХ, примерно столько же – строительства и 75 – 80% – отходы предприятий добывающей промышленности. Причем используется и обезвреживается немногим более половины из них. Кроме того, проблемой наших широт является не только длительность процесса разложения отходов из-за низких среднегодовых температур, но и отсутствие в необходимых объемах плодородных грунтов для послойной изоляции отходов. Эти факторы значительно увеличивают стоимость строительства и эксплуатации полигонов, соответствующих экологическим требованиям, особенно в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Но даже в крупных городах объектов для размещения отходов катастрофически не хватает.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года предполагается переход на раздельный сбор отходов, применение жестких санкций за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке. На Ямале первым важным шагом к переходу к новой системе обращения с отходами стало утверждение Территориальной схемы обращения с отходами на 2016 – 2025 годы.
Как рассказал заместитель губернатора автономного округа, директор Департамента государственного жилищного надзора автономного округа Сергей Карасев, Ямал один из немногих регионов в стране разработал данную схему в установленные сроки – до сентября 2016 года. «Следующим этапом реализации реформы станет выбор регионального оператора, отвечающего за всю технологическую цепочку обращения с отходами: от контейнерной площадки до полигона», – отметил руководитель ведомства, сообщив, что его конкурсной отбор должен быть завершен не позднее 1 января 2019 года.
По информации руководителя Управления Росприроднадзора по Ямалу Сергея Попова, в государственный реестр объектов размещения отходов внесено 154 объекта, из них 18 полигонов твердых бытовых отходов, 6 полигонов промышленных отходов, 12 – твердых бытовых и промышленных отходов и 118 шламовых амбаров.
«При этом полигоны, соответствующие установленным требованиям, имеют только четыре муниципалитета. На территории округа находятся 49 свалок, расположенных в населенных пунктах и используемых для размещения ТБО. Все они были организованы много лет назад, не соответствуют экологическим, санитарным и противопожарным нормам. Кроме того, в ходе рейдовых проверок выявлено 126 несанкционированных свалок. Принимаемые Управлением меры пресекательного характера не способствуют существенному решению проблемы, поскольку основная причина их возникновения – отсутствие законных объектов размещения отходов», – подчеркнул Сергей Попов.
Существует также проблема формирования регионального кадастра отходов производства и потребления. Так, например, сегодня в регионе для нужд предприятий ТЭКа используется 33 полигона, которые подлежат федеральному экологическому надзору. А это значит, что необходимо вносить изменения в федеральное законодательство, которые расширили бы права на получение информации субъектами Российской Федерации и обязали все организации, образующие отходы производства и потребления, предоставлять информацию уполномоченным органам исполнительной власти региона.
Очень много возникает вопросов экономического характера. Депутаты сходятся во мнении, что затраты на ликвидацию отходов не должны ложиться на плечи потребителей. «Владельцем мусора является гражданин, соответственно, расходы, связанные с ликвидацией вреда, который наносится отходами, вполне логично возложить на гражданина. Но при этом деятельность, связанная с переработкой мусора, – это бизнес. И оплачивать ее граждане не должны», – подчеркнул Сергей Карасев.
«На первоначальном этапе надо всесторонне рассмотреть и отбалансировать с точки зрения экономических подходов интересы населения, бизнеса, власти. Особенно важно помочь гражданам разобраться в структуре затрат по утилизации отходов и обосновать их, все должно быть прозрачно. В период роста особенно важно поддержать и инновационные предприятия», – отметил председатель комитета окружного парламента по экономической политике, бюджету и финансам Виктор Казарин.
Безусловно, такие предприятия должны отвечать всем экологическим требованиям. Глава Департамента по науке и инновациям автономного округа Алексей Титовский считает, что модернизации требует действующая система экологического мониторинга, которая не предполагает использование результатов натурных наблюдений: «А это существенно снижает её научную ценность. Вопрос разрешения строительства объектов захоронения отходов в Арктической зоне должен решаться с учетом заключений научных учреждений, основанных на результатах прикладных научных исследований об их влиянии на экологическое состояние почвы, атмосферы, водных объектов».
Также, по мнению главы ведомства, необходимо расширить сеть гидрометеорологических пунктов, особенно по наблюдению за атмосферным воздухом. На сегодняшний день в округе действует всего один такой пост. Расположен он в Салехарде и принадлежит Росгидромету. Алексей Титовский подчеркнул: «Требуется еще как минимум три поста, расположенных в разных природных зонах и в непосредственной близости от нефтегазовых объектов. В первую очередь в муниципалитетах с наличием негативных техногенных факторов – в Пуровском и Надымском районах, где сосредоточен наибольший объём промышленного производства, а также в городах Новый Уренгой и Ноябрьск».
Опытом решения проблем в сфере обращения с отходами поделились представители городов Губкинский, Муравленко, Новый Уренгой, а также Надымского и Пуровского районов. Например, заместитель главы Администрации Надымского района Алексей Белокопытов рассказал об экспериментальной работе мусоросортировочного комплекса для твердых бытовых отходов производительностью 50 тысяч тонн в год. На комплекс поступают макулатура, цветные металлы (алюминиевая банка). Поступающие полимерные отходы направляются на завод по глубокой переработке вторичных полимеров в г. Ноябрьск, с работой которого вчера ознакомились участники выездного заседания.
В свою очередь глава г. Ноябрьска Алексей Романов подчеркнул масштаб вопроса, вынесенного на заседание, отметив, что участникам удалось затронуть все уровни проблем: «Ряд вопросов необходимо решать на уровне региональных законодателей, и если часть из них невозможно решить на уровне субъекта, то мы понимаем, что Законодательное Собрание будет выходить на уровень Федерации. Раз собственник, который производит мусор, сегодня должен платить, то у него возникает вполне резонный вопрос – кому и сколько. И человек должен четко понимать, что платит только за себя и знать за что именно. Например, чтобы их деньги, заложенные в общем тарифе, позволяли содержать полигоны надлежащим образом. Раньше мы планировали это содержание, исходя из наших финансовых возможностей, а не объемов. Но на деле фактические объемы ТБО гораздо больше».
Подводя итоги обсуждения, председатель профильного комитета Дмитрий Жаромских особо отметил, что сегодня удалось собрать за одним столом абсолютно разных участников такого сложного процесса, как обращение с отходами. «У каждого была возможность высказаться и заявить о своих проблемах. Для решения многих вопросов в этой области нужны не только финансы. Я считаю, что нам пора вводить жесткие санкции для недобросовестных отходообразователей. Загрязнять природу должно быть невыгодно и очень дорого. Мы, как законодатели, будем вносить необходимые изменения в действующее законодательство. Нужны своевременные решения. Отрадно, что органы местного самоуправления не стоят на месте. Тема сложная, трудная, но дорогу осилит идущий. Начать нужно с себя, с воспитания детей, молодежи, просвещения граждан. Совместно с общественниками, образовательными учреждениями мы продолжим эту работу», – подчеркнул Дмитрий Жаромских.