Аналитический отчёт о работе с обращениями граждан и организаций, поступившими в адрес депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва в 2011 году

17.02.2012

   Работа с обращениями граждан и организаций депутатами Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 марта 2007 года № 24-ЗАО «Об обращениях граждан».


   Общее количество поступивших в течение 2011 года в адрес депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа обращений граждан, коллективов предприятий и организаций в сравнении с 2010 годом увеличилось на 16,6% и составило 2292 обращения (в 2010 году – 1966 обращений), из них:


- устных – 1094 (47,7%);
- письменных – 1160 (50,6%);
- интернет-обращений – 38 (1,7%).


   Продолжающаяся практика приема обращений граждан в электронном виде через интернет-приемную официального интернет-сайта Законодательного Собрания автономного округа (www.zsyanao.ru) показывает увеличение активности населения к онлайн консультациям почти в три раза по сравнению с 2007 годом. Наибольшее число интернет-запросов поступило от жителей окружной столицы – 34,2% от общего числа интернет-обращений и жителей города Ноябрьск 26,3%, также поступили обращения из городов Новый Уренгой, Надым, Губкинский, Лабытнанги, Муравленко, Тазовского района, Пуровского района и других регионов.


   Распределение поступивших обращений по городам и районам автономного округа:


г. Салехард – 513 (22,4%);
г. Губкинский – 43 (1,9%);
г. Лабытнанги – 102 (4,5%);
г. Муравленко – 249 (10,9%);
г. Новый Урегой – 157 (6,8%);
г. Ноябрьск – 787 (34,3%);
Красноселькупский район – 42 (1,8%);
г. Надым и Надымский район – 107 (4,7%);
Приуральский район – 109 (4,8%);
Пуровский район – 55 (2,4%);
Тазовский район – 29 (1,3%);
Шурышкарский район – 40 (1,7%);
Ямальский район – 23 (1,0%);


из регионов Российской Федерации поступило 36 обращений (1,6%), касающихся сферы экономической и социальной политики.


   Абсолютные показатели общего числа поступивших обращений показывают, что более половины от их числа являются обращения жителей городов Ноябрьск и Салехард, 34,3% и 22,4% соответственно.


   Изучение количества обращений граждан в расчете на 1000 жителей автономного округа позволяет выявить социальную активность населения. Сравнивая активность населения автономного округа, которая составляет 4,4 обращения на 1000 жителей, можно выделить муниципальные образования автономного округа с наибольшей и соответственно наименьшей социальной активностью. Сопоставление количества обращений в расчете на 1000 жителей автономного округа, используя предварительные данные Всероссийской переписи населения 2010 года о численности населения автономного округа.


   Как видно из приведенных данных, наибольшее количество обращений в расчете на 1000 жителей автономного округа приходится на жителей г. Салехард и г. Муравленко. Высокая активность жителей окружной столицы и Приуральского района по-прежнему является традиционной отчасти ввиду территориальной близости к представителям власти. Вторая позиция по активности населения в предыдущие годы принадлежала жителям г. Ноябрьск, тем не менее в 2011 году ситуация несколько изменилась. Главная причина роста обращений жителей г. Муравленко связана с вопросами трудовой сферы, а именно 68,3% обратившихся муравленковцев, относящихся к категории молодые специалисты, столкнулись с проблемами трудоустройства. Наименьшее количество обращений в расчете на 1000 жителей приходится на жителей Пуровского района.


    Отметим, что удельный вес жителей г. Салехарда в общей численности населения автономного округа составляет 8,2% и занимает пятую позицию после г. Ноябрьск, г. Новый Уренгой, г. Надым и Надымского района, Пуровского района.


   Приоритетным направлением в работе окружных депутатов в избирательных округах является организация личных приемов и встреч с населением автономного округа. Являясь действенным механизмом обратной связи с населением, подобные встречи позволяют выявлять имеющиеся актуальные и злободневные проблемы, волнующие граждан, и доводить до сведения избирателей возможные варианты эффективного и своевременного разрешения существующих проблем путем внесения корректив в действующее законодательство либо принятия новых нормативно-правовых актов.


   Число встреч и консультаций депутатов с работниками исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителями предприятий и общественных организаций в сравнении с предыдущим годом сократилось и составило 546 против 580 в 2010 году, тем не менее каждое четвертое обращение требовало проведения рабочих встреч с представителями власти и общественности. Значительно увеличилось число обращений, разрешение поставленных вопросов в которых требовало непосредственного выезда на место. Если в 2010 году с выездом на место было рассмотрено 71 обращение, или 3,6% от общего числа поступивших в течение года обращений, то в 2011 году их число составило 127 обращений (5,5%).


   В целях разрешения поднятых в обращениях проблем также увеличилось число направляемых в течение 2011 года депутатами писем в различные инстанции. Всего направлено 1162 официальных запроса, в том числе: в федеральные органы государственной власти – 79, в исполнительные органы государственной власти автономного округа – 351, в органы местного самоуправления – 485, руководителям предприятий, организаций и общественных объединений, в том числе в окружные организации, Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!», некоммерческую организацию «Благотворительный фонд поддержки детей ЯНАО «ЯМИНЕ» – 208 писем. Тенденция увеличения запросов наблюдается по всем перечисленным структурам, кроме писем, направляемым в органы исполнительной власти автономного округа, число которых сократилось на 11%. По результатам рассмотрения обращений граждан вынесено на рассмотрение рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа 39 вопросов.


   В 2011 году депутатами направлено 306 депутатских запросов (в 2010 году – 403), которые в большинстве случаев способствовали разрешению проблемных ситуаций.


   Как и в предыдущий год, в адрес депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, поступило 64,1% обращений, в адрес депутатов, избранных по единому избирательному округу, – 35,9% обращений.


   Доля индивидуальных обращений граждан аналогична показателям 2010 года и составляет 86,4% от общего количества поступивших обращений. Незначительно увеличилось число коллективных авторов, их доля составила 7,1%, и обращений руководителей предприятий, организаций и учреждений – 3,8%. В полтора раза сократилось число обращений должностных лиц органов власти, их доля составила 1,83% в общем числе обращений.


   В 2011 году наблюдается сокращение количества поступивших в законодательных орган власти жалоб. Если в предыдущем году число поступивших жалоб составляло 403, или 20,5% в общей доле обращений, то в 2011 году в адрес депутатов поступила 261 жалоба гражданина, связанная с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.


   Так, в 2011 году распределение обращений по видам выглядит следующим образом: 144, или 6,3% от общего числа обращений, составили предложения, 1887, или 82,3%, заявления и 261 жалоба, или 11,4%.


   В целом за отчётный период депутатами окончательно рассмотрено 2025 обращений, что составило 88,3% от общего количества обращений. По 51% поступивших обращений и заявлений даны соответствующие разъяснения и консультации в установленные действующим законодательством сроки. Положительно решены вопросы, поднятые в обращениях 746 заявителей, или 28,2% от общего числа поступивших обращений.


   Особое внимание в депутатской работе уделяется контрольным обращениям, которые требуют детального и внимательного рассмотрения и изучения нормативных правовых актов, оформления при необходимости соответствующих запросов и проведения встреч и консультаций с различными структурами, отвечающими за разрешение того или иного запроса. Всего за 2011 год на депутатский контроль поставлено 1558 обращений, или 68% от общего числа обращений. Снято с контроля 1386 обращений. Поступившие в отчетный период обращения рассматривались в установленные действующим законодательством сроки. В срок до 7 дней рассмотрено 315 контрольных обращений (23% снятых с контроля), в срок до 30 дней – 850 обращений (61,3% снятых с контроля), до 60 дней – 221 обращение (15,9% снятых с контроля). Рассмотрено положительно 553 (39,9%) контрольных обращения, отрицательно 69 (4,98%) обращений, дано разъяснение по 764 (55,1%) обращениям.


   В 2011 году структура обратившихся заявителей по социальному статусу не изменилась и распределилась следующим образом: наибольшую долю составляют рабочие – 28,1%, затем пенсионеры – 21,9%, безработные – 17,9%, служащие – 14,7%, предприниматели – 4,2%, студенты – 3,0%, военнослужащие – 0,8%. Прочие категории, в состав которых включены представители общественных организаций, сотрудники учреждений и частных предприятий, в том числе частных охранных предприятий, женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком, домохозяйки и другие категории, составили 9,3% от общего количества обратившихся.


   В 2011 году, объявленном на Ямале Годом равных возможностей, значительно увеличилось число обращений льготной категории лиц с ограниченными физическими возможностями, к которой относятся инвалиды и дети-инвалиды. Также произошло значительное увеличение обращений льготной категории – молодые специалисты. Так, если в 2010 году удельный вес обращений лиц с ограниченными физическими возможностями составлял 4,1% и молодых специалистов 2,1%, то по данным 2011 года соотношение составило 7,5% и 5,6% соответственно. В сравнении с прошлым годом на 2,6% снизилось число обратившихся представителей коренных малочисленных народов Севера, доля которых составила 7,5% в общем числе обращений. Среди прочих льготных категорий структура обращений претерпела незначительные изменения. Также авторами обращений в 2011 году были: ветераны Ямала – 4,3% от общего числа корреспондентов, ветераны труда – 3,8%, молодые семьи – 3,8%, многодетные семьи – 3,5%, участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 1,0%, участники вооруженных конфликтов и боевых действий – 0,4%, опекуны и приемные семьи – 0,8%, дети-сироты – 0,9%.


   Анализ поступившей корреспонденции показывает, что тематика обращений на протяжении последних лет остается стабильной. В целом же обращения граждан отражают весь спектр проблем в сфере социальной политики.


   В сравнении с 2010 годом наблюдается тенденция увеличения удельного веса обращений по вопросам жилья, труда, социальной поддержки населения автономного округа, жилищно-коммунальной сферы, здравоохранения, совершенствования законодательства, транспорта и связи, вопросов государства, общества и политики, административных правонарушений и вопросов, касающихся деятельности Законодательного Собрания автономного округа. Противоположная ситуация, а именно снижение доли обращений наблюдается по вопросам науки и образования, деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, агропромышленного комплекса, промышленности, физической культуры, спорта и туризма, культуры.


   Основные вопросы рассмотренных в 2011 году обращений по тематической структуре представлены далее в рейтинговом виде.


    Вопросы реализации жилищных прав граждан – 704 обращения,или 30,7% от общего числа поступивших обращений.


   В структуре обращений граждан по реализации своих жилищных прав произошли некоторые изменения. Так, если в 2010 году за помощью в улучшении жилищных условий в автономном округе обратилось 60% заявителей, а за его пределами 19% заявителей, то в 2011 году доля желающих улучшить жилищные условия за пределами автономного округа увеличилась за счет уменьшения доли лиц, желающих улучшить свои жилищные условия в автономном округе, на 7% соответственно. Почти на 3% выросло число льготных категорий обратившихся по вопросам предоставления жилищных субсидий, государственного жилищного сертификата на приобретение жилья за пределами автономного округа, участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». В сфере индивидуального жилищного строительства произошли незначительные изменения в сторону сокращения числа обратившихся за оказанием содействия по строительству собственных домостроений. Доля обращений «Прочие жилищные вопросы» уменьшилась на 3% и составила 8,1%. Спектр вопросов, включенных в данную категорию, разнообразен – это оказание содействия в регистрации по месту жительства, защита прав участников долевого строительства, получение сертификатов на приобретение жилья, приватизация занимаемых жилых помещений, обеспечение ведомственным жильем на условиях социального найма, предоставление комнат в общежитиях и в коммунальных квартирах, вопрос внеочередного предоставления жилья погорельцам, вопросы недвижимого имущества и прочие.


   Наибольшее число обращений по жилищным вопросам поступило из г. Ноябрьск и г. Салехард – 221 и 188 обратившихся соответственно. Большинство заявителей из г. Салехард обратилось по проблемам улучшения жилищных условий в автономном округе, 40 % обратившихся из г. Ноябрьск желают улучшить условия проживания за пределами ЯНАО. Наименьшее число обратившихся по вопросам жилья наблюдается в Шурышкарском и Ямальском районе. В приложениях № 1, 2 в графическом виде представлено распределение обращений граждан в разрезе муниципальных образований автономного округа, в том числе по видам и тематике обращений.


   Практика показывает, что реализация жилищных прав по-прежнему является актуальной для большинства обратившихся заявителей. Несмотря на то, что решение жилищных вопросов граждан не относится к компетенции представителей законодательной власти, ни одно из обращений не остается без должного внимания.


   На повестке дня остаются вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья, вопросы переселения в территории с благоприятными климатическими условиями, в том числе переезд на постоянное место жительства на юг Тюменской области за счет средств областной целевой программы «Сотрудничество». Заявители обращаются с вопросами и жалобами по формированию списков очередности для участия в данной программе, им даются разъяснения консультативного характера, оказывается помощь в оформлении заявлений и сроков их подачи, подготовки необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающихся. К сожалению, не по всем просьбам об оказании содействия в переселении в первоочередном порядке принимаются положительные решения, которые, как правило, являются обоснованными действующим законодательством с учетом правил формирования и ведения льготных очередей и соблюдения прав и интересов самих очередников.


   Результатом обращения многодетных семей по предоставлению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на бесплатной основе было принятие Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2011 года № 112-ЗАО «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе». В результате законодательно закреплено право бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет, установлены максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям, а также уточнены случаи предоставления бесплатно многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.


   Следует отметить, что принятию закона предшествовала предварительная разработка проекта с привлечением Счетной палаты ЯНАО, Прокуратуры ЯНАО, исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, функционирующих в автономном округе, органов местного самоуправления, женских общественных организаций и многодетных семей.


   Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2011 года № 88-ЗАО «О внесении изменений в Закон автономного округа «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» внесены изменения в жилищное законодательство, допускающие превышение размера общей площади при предоставлении детям-сиротам жилых помещений, исходя из нормы жилых помещений, но не более чем на десять квадратных метров в общей сложности. Это связано с тем, что на рынке жилья, а также в государственном жилищном фонде, как правило, отсутствуют жилые помещения, площадь которых точно составляет указанную норму предоставления. Также предусмотрен дополнительный механизм обеспечения детей-сирот жилыми помещениями – предоставление социальных выплат на приобретение жилья.


   Вопросы труда и трудовых правоотношений – 520 обращений,или 22,7% от общего числа поступивших обращений.


   Как и в предыдущие годы, в блоке вопросов труда и трудовых правоотношений доминирует тема безработицы и занятости населения. Их доля осталась неизменной по сравнению с 2010 годом и составила 81,5%, при этом на 3% возросла доля обеспокоенных размером заработной платы и составила почти 9%. Блок «Прочие вопросы труда» составляет 9,6% и включает вопросы сокращения кадров в учреждениях и организациях, вопросы, связанные с реорганизацией различных структур и пр.


   Реализуя задачи трудоустройства граждан, окружными депутатами ведется работа по нескольким направлениям.


   С целью получения официального статуса безработного даются рекомендации по обращению в муниципальные Центры занятости населения для постановки на учет в качестве нуждающихся либо для принятия участия в действующих на территориях муниципальных образований программах переквалификации и самозанятости, а также предоставляются контактные координаты предприятий, учреждений и организаций или их кадровых служб для направления резюме или личного обращения для трудоустройства, направляются официальные ходатайства по оказанию содействия в трудоустройстве.


   Для трудоустройства на предприятия топливно-энергетического комплекса или в их дочерние компании даются рекомендации по принятию участия в ежегодно проводимых конкурсах молодых специалистов, выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Главным мотивом трудоустройства молодых специалистов и специалистов со стажем в предприятия топливно-энергетического комплекса по-прежнему является высокий размер заработной платы и гарантированный уровень социальной поддержки работников указанных предприятий. Во многих случаях благодаря тесному сотрудничеству с кадровыми службами организаций, предприятий и учреждений частично проблема трудоустройства решается положительно.


   Вопросы социальной поддержки населения автономного округа – 437 обращений, или 19,1% от общего числа поступивших обращений.


   Обращения, связанные с вопросами предоставления мер социальной поддержки населения автономного округа, составили 19,1% от общего числа обращений, в абсолютном выражении их число возросло почти в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом и составило в истекшем году 437 обращений. На 17% увеличилась доля заявителей, обратившихся к депутатам Законодательного Собрания ЯНАО за оказанием материальной помощи, и составила 46,2% в общем числе заявителей по вопросам предоставления мер социальной поддержки. Сократилось число обратившихся по вопросам компенсационных выплат и пособий – на 10%, по присвоению почетных званий и представлению к наградам – на 4%. Незначительно увеличилось число заявителей по вопросам пенсионного обеспечения – на 2%, по предоставлению льгот и санаторно-курортному лечению – на 1%. Неизменным осталось число обратившихся по вопросам деятельности учреждений социального обслуживания населения.


   Жителей автономного округа беспокоят вопросы материальной поддержки в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе от пенсионеров и лиц с ограниченными физическими возможностями поступают обращения по выплате «ямальской пенсии», «газпромовской пенсии», единовременных пособий. Обратившимся жителям разъясняются вопросы по порядку установления и размера компенсационных выплат, установленных Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 года № 21-П. Актуальными остаются вопросы предоставления адресной помощи, оплаты проезда к месту отдыха и обратно льготным категориям населения.


   Используя резервные финансовые средства, а также средства благотворительных программ предприятий топливно-энергетического комплекса, оказывается социальная поддержка в материальном и денежном виде многодетным семьям, инвалидам и детям-инвалидам, а также оказавшимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся категориям населения. По возможности, для участия в городских мероприятиях, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях выделяются финансовые средства творческим коллективам и общественным организациям.


   Непосредственно в результате работы, проведенной по обращениям граждан, внесены изменения в ряд законодательных актов автономного округа.


   Так, обращение жителя окружной столицы, послужило основанием для принятия Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года № 37-ЗАО «О внесении изменений в статью 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», в соответствии с которым совершеннолетние неработающие инвалиды с детства I и II группы, имеющие противопоказания к труду либо неспособные к трудовой деятельности, получили право на оплату проезда к месту использования отпуска один раз в два года с 01 января 2012 года.


   Обращение семьи, имеющей ребенка-инвалида, послужило основанием для принятия Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года № 43-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе», которым установлена ежемесячная компенсационная выплата одному из неработающих трудоспособных родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом. Кроме этого, законом вводится дополнительная мера социальной поддержки инвалидам с детства, получателям социальной пенсии, в виде возмещения расходов по оплате стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха (лечения).


   Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 года № 132-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» установлено ежемесячное пособие в размере 7455 рублей каждому из родителей военнослужащих, погибших (умерших) вследствие увечья, (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву. Также данным законом установлено пожизненное денежное содержание ветеранам военных действий в размере 1500 рублей ежемесячно.


   В целях поддержки многодетных семей разработан и принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года № 42-ЗАО «О внесении изменений в статью 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе», который предусматривает единовременную выплату при рождении третьего ребёнка и последующих детей в сумме 15 000 рублей с 01 января 2012 года.


   Вопросы жилищно-коммунального хозяйства – 191 обращение,или 8,3% от общего числа поступивших обращений.


   В 2011 году на 20% увеличилась доля обращений граждан, поднимающих вопросы содержания и эксплуатации жилищного фонда, хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных служб, проведения текущего и капитального ремонта жилых домов. По вопросам оплаты жилой площади зафиксировано снижение числа заявителей, их доля уменьшилась на 7% по сравнению с предыдущим годом.


   Поступившие вопросы сферы жилищно-коммунального хозяйства связаны с обращениями жителей по совершенствованию услуг ЖКХ, предоставлению льгот малоимущим гражданам на оплату коммунальных услуг, обеспечением водоснабжения жилых домов муниципального фонда, по росту тарифов на электроэнергию для юридических лиц, обеспечению управляющими компаниями подъездов к домам, благоустройству придомовых территорий, обеспечению сходов поверхностных стоков в период весеннего и дождевого паводков на территориях жилых комплексов.


   Продолжают поступать коллективные обращения жильцов многоквартирных домов о неудовлетворительной работе управляющих компаний. Не остаются без внимания и обращения пенсионеров и инвалидов об оказании адресной помощи при проведении ремонтных работ в квартирах с привлечением коммунальных служб.


   Поступившее предложение от руководителя собственников жилья стало отправной точкой для принятия Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 года №135-ЗАО «О создании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в Ямало-Ненецком автономном округе», принятого в целях повышения эффективности управления многоквартирными домами, расположенными на территории автономного округа. Закон устанавливает правовые основы поддержки товариществ собственников жилья в автономном округе, оказываемой за счёт средств окружного бюджета, и полномочия исполнительных органов государственной власти автономного округа в области развития товариществ собственников жилья в автономном округе.


    Вопросы здравоохранения – 94 обращения,или 4,1% от общего числа поступивших обращений.


   В структуре обращений граждан по вопросам здравоохранения произошли значительные изменения:


- увеличилась на 12% доля обратившихся по вопросам оказания медицинской помощи на фоне снижения числа обратившихся по работе организаций здравоохранения на 12%;
- увеличилось на 10% число обратившихся по вопросам медико-социальной экспертизы;
- снизилось на 5% число заявителей по вопросам лекарственного обеспечения;
- сократилась на 5% категория «прочие вопросы здравоохранения», тематика которых разнообразна: заполнение листа нетрудоспособности, оказание содействия на госпитализацию или проведение оперативного лечения в медицинских организациях, оказывающих высокотехнологические виды медицинской помощи, повышение доступности оздоровительных услуг.


    По поступившим в течение года жалобам на очереди и получение талонов для посещения врачей узких специальностей в лечебных учреждениях г. Новый Уренгой и г. Надым проводилась совместная работа с органами местного самоуправления и руководителями лечебных учреждений по решению сложившейся ситуации, рассматривались варианты привлечения врачей узкопрофильных специальностей из других регионов с применением дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления ведомственного жилья.


   Вопросы агропромышленного комплекса – 50 обращений,или 2,2% от общего числа поступивших обращений.


   В сравнении с предыдущим годом на 18% увеличилось число обратившихся заявителей по вопросам кочующего населения и ведения оленеводческого хозяйства, на 11% увеличился удельный вес запросов по проблемам общин коренных малочисленных народов Севера и предприятий, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности. На треть сократилось число заявителей, проблемы которых связаны с вопросами рыбной промышленности и рыбодобычи.


   В обращениях коренных малочисленных народов Севера и их общественных объединений обозначены проблемы защиты прав коренного населения, интересы хозяйствующих субъектов всех форм собственности, предпринимателей и фермеров, занимающихся традиционными видами деятельности, вопросы жилищной политики, социальной поддержки, низкой заработной платы оленеводов и рыбаков, определение правового статуса «родовых угодий».


   Поступали обращения о строительстве жилых домов на местах постоянного проживания оленеводов-пенсионеров, о переводе денежных средств за бензин, сукно и брезент на личные счета оленеводов, об увеличении размера компенсационных выплат, установленных для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера и иных лиц, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности.


   Вопрос о повышении размера компенсационных выплат лицам, ведущим кочевой и полукочевой образ жизни, остается на контроле у органов государственной власти автономного округа, поскольку требует детального изучения и обобщения. Основной целью данных выплат является стимулирование к занятию населения традиционными видами хозяйственной деятельности, созданию дополнительных рабочих мест.


   В связи с тем, что в органы государственной власти автономного округа неоднократно обращались граждане из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущие кочевой образ жизни, по вопросам регистрации по месту жительства, Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа во втором полугодии 2011 года была вынесена на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательная инициатива: «О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Нововведения, установленные Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», позволяют осуществлять регистрационный учет граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства по населенному пункту в пределах муниципального района либо городского округа с учетом Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации от 08 мая 2009 года № 631-р. Внесение указанного изменения позволит законодательно установить специальный порядок регистрации названной категории лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации, отражающий особенности их традиционного образа жизни, а также будет гарантировать право на получение ими ряда государственных услуг, адресной социальной помощи и социальных пособий, гарантированных Федеральным законом «О государственной социальной помощи», Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе» и другими федеральными и региональными нормативными правовыми актами.