2013, январь - декабрь

17.01.2014

Информация отдела по работе с территориями  и обращениями граждан экспертно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа за 2013 год

За   2013 год  в отделе по работе с территориями и обращениями граждан экспертно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – отдел обращений, автономный округ) зарегистрировано 408 обращений граждан, в  том числе письменных – 204 (50%), устных   – 178 (44%) и интернет-обращений – 26 (6%). Наибольшее количество заявлений поступило в четвертом квартале  текущего года – 128 заявлений (31%), за второй – 117 (29%).
78%  заявителей  обратились к  Председателю Законодательного Собрания автономного округа С.Н. Харючи, 22% – к заместителю Председателя Законодательного   Собрания автономного    округа.   
Около 74%  составляют индивидуальные заявления от граждан,  13% – от представителей    предприятий, общественных организаций, 7% – коллективные.
В отделе обращений зарегистрировано 20 писем  от представителей органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе. Должностные лица муниципальных образований автономного округа поднимали вопросы социальной защиты населения, совершенствования законодательства.
86% обращений носят заявительный характер, 8% составляют  предложения и  6%  жалобы.
Жалобы поступали на некачественное строительство жилых помещений, предоставляемых  населению в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на действия должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, организаций, предприятий.
В целом за отчетный период рассмотрено  в полном объеме  и по существу  поставленных вопросов около 97% обращений, по остальным не истек срок рассмотрения или срок исполнения продлен в соответствии  с действующим законодательством.
Из всего количества  рассмотренных заявлений на 66% были даны разъяснения, рекомендации, по 32% приняты положительные решения, оказана практическая помощь, поднятые вопросы разрешены в ходе  встреч, совещаний.
Исходя из вопросов, поднимаемых в письмах, около 48%   обращений  поставлено на контроль. Для разрешения изложенных проблем были направлены письма по компетентности, проведены встречи, вопросы вынесены на рассмотрение рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа.
Из поставленных на контроль  заявлений снято с контроля более 90%,  из них рассмотрены в сроки, установленные действующим законодательством,
до 30 дней –  69%, продленных по сроку исполнения – 31%.
Продление сроков было по  вопросам, требующим длительного времени для исполнения, направленным  в исполнительные органы автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе или в случае, если по поднятым проблемам разработаны законопроекты и внесены законодательные инициативы, которые находятся на согласовании в исполнительных органах автономного округа, в органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе или направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
По компетентности было адресовано: в федеральные органы государственной власти  – 13% писем, в исполнительные органы  государственной власти автономного округа, в том числе Губернатору автономного округа, его заместителям, – 38%,  в  органы местного самоуправления  – 32%  и  13% направлено  руководителям предприятий, организаций и общественных объединений.
Около 7% было внесено на рассмотрение рабочих органов Законодательного Собрания  автономного округа. Поднятые вопросы имели общественное значение в сфере социально-экономического развития автономного округа, совершенствования законодательства и разработки законодательных инициатив.
Запросы направлялись в территориальные органы прокуратуры Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Уполномоченному по правам ребенка в автономном округе, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство регионального развития Российской Федерации и в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Предложения граждан о совершенствовании законодательства  и  поддержке семей, имеющих детей-инвалидов, материнства, детства,  об увековечивании памяти   заслуженных людей Ямала, вопросы предоставления к наградам автономного округа, проблемы коренных малочисленных народов Севера, в том числе вопросы их трудозанятости и социальной поддержки, вносились на рассмотрение рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа и по  ним разработаны законопроекты.
На Совете Законодательного Собрания автономного округа было  рассмотрено обращение   государственного  бюджетного учреждения автономного округа «Ямало-Ненецкий     окружной     музейно-выставочный        комплекс      имени И.С. Шемановского» о  присвоении Шурышкарскому районному историко-краеведческому комплексу имени   Е.И. Тыликовой.  Данное предложение поддержано, и к депутатам Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район направлено обращение депутатов Законодательного Собрания автономного округа.
Районной Думой муниципального образования Шурышкарский район принято  решение о  присвоении Овгортскому краеведческому музею  –   филиалу муниципального бюджетного учреждения «Шурышкарский районный музейный комплекс» имени   Е.И. Тыликовой.
В феврале 2013 года на заседании Комитета Законодательного Собрания автономного округа по социальной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (Е.Г.Зленко) (далее – Комитет по социальной политике) было рассмотрено предложение о совершенствовании трудового законодательства в части законодательного закрепления права работающих родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время. По решению Комитета по социальной политике разработан проект закона «О внесении изменения в статью 123 Трудового кодекса Российской Федерации», который был направлен в Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для внесения в порядке законодательной инициативы и дачи экспертного заключения. Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в предварительном порядке рассмотрен данный законопроект и произведена его правовая оценка. В адрес Законодательного Собрания автономного округа представлены заключения по законопроекту аппаратов Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов и по вопросам семьи, женщин и детей. Уполномоченными органами названных Комитетов одной из причин отрицательных последствий принятия данных социальных гарантий было указано то, что оно может сказаться на трудозанятости данной категории лиц, привести к снижению их занятости и невозможности реализации ими своих прав на труд. Также высказано мнение, что вопрос предоставления оплачиваемого отпуска родителям (опекунам, попечителям, приемным родителям), имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, в удобное для них время можно установить и без внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс, путем закрепления указанной гарантии   коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными  актами работодателя. Концептуально поддерживая рассмотренный проект закона, федеральными органами подчеркнуто, что правовые основания предоставления права родителям, воспитывающим детей-инвалидов, на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время в соответствии с действующим трудовым законодательством имеются.
Вместе с тем  предварительные экспертные оценки указанных структурных подразделений не являются основанием, препятствующим принятию решения Законодательным Собранием автономного округа о внесении проектов законов на рассмотрение Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации.
В июле 2013 года на заседании Законодательного Собрания автономного округа рассмотрен вопрос  «О законодательной инициативе Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 123 Трудового кодекса Российской Федерации».  Данный вопрос бы внесен Комитетом по социальной политике.
Поводом для разработки проекта федерального закона послужили многочисленные обращения работающих родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Работодатель им отказывает в преимущественном праве на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для родителей время под предлогом производственной необходимости и непрерывности производственного процесса.  Трудовой кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы не содержат положений о предоставлении родителям (опекунам, попечителям, приемным родителям), имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на льготных условиях ежегодного оплачиваемого отпуска по их желанию в удобное для них время.
16 сентября 2013 года данный проект закона был рассмотрен  на заседании Совета  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и  принято решение включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы законодательного (представительного) органа Российской Федерации.
На заседании Комитета по социальной политике  в мае 2013 года рассмотрено обращение о совершенствовании законодательства автономного округа в отношении опекунов совершеннолетних недееспособных граждан, получающих вознаграждение в соответствии с Законом автономного округа от 06 декабря 2012 года № 133-ЗАО «О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» (далее – Закон № 133-ЗАО).  По  рекомендации Комитета по социальной политике  разработан проект закона автономного округа,  устраняющий  правовые препятствия по предоставлению льгот при выплате неработающим пенсионерам из числа опекунов-получателей вознаграждения по договору об осуществлении опеки на возмездных    условиях, установленных     Законом    № 133-ЗАО.
В   декабре 2013 года          принят              Закон        автономного       округа           от 25 декабря   2013 года № 153-ЗАО  «О внесении изменения в статью 3  Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О выплате вознаграждения  опекунам совершеннолетних недееспособных граждан». Настоящий Закон улучшает материальное обеспечение опекунов недееспособных граждан.
Жители автономного округа поднимали перед депутатами Законодательного Собрания автономного округа проблему значительного миграционного прироста населения автономного округа, в том числе большой трудовой миграции. Вопросы миграционного процесса не остаются без внимания избранников народа. Разработано и было направлено в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации два проекта федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в сфере обеспечения режима пограничной зоны». Для решения  проблемы миграции  депутаты Законодательного Собрания автономного округа предлагают принять нормы закона, позволяющие выдворять нарушителей правил въезда и пребывания за пределы пограничной зоны, ввести разрешительный порядок приобретения проездных документов для въезда в регион, внедрить новые виды административного наказания за нарушение миграционного законодательства, предусмотреть особый порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания в пограничной зоне.  Данные проекты федеральных законов в настоящее время по заключениям аппаратов Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции и по конституционному законодательству и государственному строительству не поддержаны. 
В октябре 2013 года, с целью продолжения работы над поднятой проблемой, проведены депутатские слушания по теме «Правовое обеспечение миграционных процессов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Было внесено на обсуждение 9 вопросов, в том числе:
о миграционных процессах на территории автономного округа;
о потребности привлечения иностранных работников для осуществления трудовой миграции на территории автономного округа;
проблемы и перспективы развития межнациональных отношений в автономном округе;
о привлечении иностранной рабочей силы субъектами  малого бизнеса.
В ходе депутатских слушаний приняты рекомендации, которые  касаются вопросов совершенствования федерального законодательства и внесения законодательных инициатив. Так, предложено внести изменения в федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации  и  въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и в статьи 18.2 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения предусмотренных указанными статьями санкций.
Комитету по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного Собрания автономного округа (М.Ш. Абрахманов), (далее – Комитет по государственному устройству и местному самоуправлению) поручено обобщить предложения и замечания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений, поступившие в ходе депутатских слушаний, и разработать рекомендации.
Комитетом по государственному устройству и местному самоуправлению (М.Ш Абдрахманов)  были изучены доклады и предложения участников депутатских слушаний. В ноябре 2013 года на заседании Законодательного Собрания автономного округа заслушана информация о депутатских слушаниях на тему «Правовое обеспечение миграционных процессов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».  В постановлении Законодательного Собрания автономного округа от 26 ноября 2013 года № 1827  отмечено,  что миграционное законодательство Российской Федерации, а следовательно, и принимаемое  в соответствии с ним законодательство автономного округа не в полной мере соответствует текущим  и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, в миграционной сфере действует значительное количество нормативных правовых актов, которые зачастую вступают в противоречие между собой.
В целях правового обеспечения миграционных процессов на территории автономного округа, максимального снижения уровня нелегальной миграции и предупреждения  преступности  иностранцев  на утверждение депутатов Законодательного Собрания автономного округа внесены рекомендации  органам государственной власти автономного округа и  органам местного самоуправления, предложения Управлению   Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Органам местного самоуправления в муниципальных образованиях автономного округа в целях изучения влияния на социально-экономические, демографические  и иные аспекты развития муниципальных образований, а также последующей корректировки мер миграционной политики, проводимой в муниципальных образованиях, рекомендовано осуществить мониторинг происходящих на их территориях миграционных процессов.
Законодательному Собранию автономного округа предложено разработать проекты законов и  внести  более 10 законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания  Российской Федерации по вопросам миграционной политики.  В том числе продолжить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» с учетом  замечаний и предложений профильных комитетов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации.
По обращению родителей, имеющих детей-инвалидов, в законодательном (представительном) органе автономного округа был разработан проект закона автономного округа «О внесении изменений в статьи 5 и  7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» в части выделения  семьям, имеющим детей-инвалидов,  бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
В ходе работы над законопроектом и  согласования его  с Правительством автономного округа была изменена позиция данной нормы. В настоящее время Законом  автономного округа от 26 сентября 2013 года № 77-ЗАО  «О внесении изменений в статью 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» право первоочередного получения земельного участка предоставлено гражданам, имеющим  3-х и более детей, в случае наличия в составе семьи детей-инвалидов.
По проблемам коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизнедеятельности, в том числе оленеводов-частников,  которые поднимались в письменных обращениях граждан и высказывались при встречах депутатов с  избирателями, в июне 2013 года в Ямальском районе было проведено выездное расширенное заседание комитетов Законодательного Собрания автономного округа по делам национальностей и общественных объединений (А.В. Евай) и по экономической политике, промышленности и природопользованию (Н.Н. Яшкин), (далее – Комитеты).
В работе выездного заседания приняли участие оленеводы-частники, лица, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, руководители общественных организаций и объединений коренных малочисленных народов Севера, депутаты Законодательного Собрания автономного округа,  должностные лица исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления.
Вопросы, обозначенные в обращениях оленеводов-частников, представителей общин коренных малочисленных народов Севера, до проведения совместного заседания комитетов были обсуждены при встречах с руководителями департаментов по делам коренных малочисленных народов Севера и агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа и выработаны возможные варианты решения поставленных проблем.
Комитетами разработаны и направлены рекомендации органам государственной власти автономного округа, органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественным организациям и общинам коренных малочисленных народов Севера.
В настоящее время по инициативе общественных объединений разрабатывается  проект закона автономного округа о внесении изменений и дополнений в Закон автономного округа «Об оленеводстве», которым должны быть установлены меры социальной поддержки оленеводам-частникам.
К депутатам Законодательного Собрания автономного округа неоднократно обращались  граждане из числа  коренных малочисленных народов Севера по национальности манси, проживающие на территории автономного округа, по вопросу распространения на них гарантий  и прав  коренных малочисленных народов Севера. Как правило, лица, относящиеся к народности манси, получают отказ на получение льгот, так как согласно перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации манси для отнесения их к коренным малочисленным народам Севера должны проживать на  территориях следующих субъектов: Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми.
Вопрос, поднятый народностью манси, был  согласован с Министерством экономического развития и Министерством регионального развития Российской Федерации. В  целях выработки единой согласованной политики  с органами государственной власти автономного округа Комитетом  Законодательного Собрания автономного округа по делам национальностей и общественных объединений была создана рабочая группа. В настоящее время изучаются  научно-исследовательские аспекты исторических  мест расселения  народа манси и их проживания на территории автономного округа. По решению рабочей   группы     направлено      письмо    в    Институт    этнологии     и     антропологии  им.  Миклухо-Маклая.
В ходе встречи заместителя Председателя Законодательного Собрания автономного округа Е.Г. Зленко с уполномоченным органом в сфере  здравоохранения и директором департамента по делам коренных малочисленных народов Севера с участием представителей Фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного было рассмотрено обращение об ухудшении оказания медицинской помощи кочующему населению. Согласно протоколу встречи от 27 мая 2013 года было принято решение и даны рекомендации департаменту здравоохранения автономного округа совместно со службами гражданской обороны и МЧС отработать порядок экстренных вызовов, подготовив для кочующего населения информационный лист с указанием телефонов ГО, МЧС, центральных районных больниц, главных врачей, направить информационное письмо в адрес главных врачей государственных бюджетных учреждений  здравоохранения по организации диспансеризации кочующего населения и организовать на базе государственных бюджетных учреждений здравоохранения муниципальных образований лечение тундрового населения врачами узких специальностей (врач-мамолог, гинеколог, эндокринолог и другие).
Департаменту по делам коренных малочисленных народов Севера автономного округа совместно с департаментом агропромышленного комплекса и торговли автономного округа предложено подготовить карту маршрутов касланий оленеводческих бригад для составления графика диспансеризации и профилактических осмотров кочующего населения. В ходе проведенной работы по обращению выявлено, что нет необходимости дополнительного законодательного закрепления на уровне автономного округа обеспечения кочующего населения медицинской помощью. В соответствии с федеральным законодательством диспансеризация  кочующего населения предусмотрена один раз в три года, профилактические осмотры один раз в два года. В решении поднятого вопроса необходимо было провести  определенные совместные мероприятия всеми уполномоченными исполнительными органами  государственной власти и соответствующими федеральными службами.
Проблемы здравоохранения поднимались должностными лицами  органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе. Заместителем Председателя Законодательного Собрания автономного округа  Е.Г. Зленко совместно с департаментом здравоохранения автономного округа был рассмотрен вопрос о выделении дополнительных денежных средств для приобретения и установки модульных помещений для размещения учреждений здравоохранения, в том числе фельдшерских пунктов в местах проживания  рыбаков, охотников и оленеводов Тазовского района. В ходе встречи получена информация об изыскании субсидий на приобретение модульных помещений для размещения фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности.
От     депутатов     Городской     Думы      муниципального        образования
г. Муравленко поступало предложение о совершенствовании законодательства по привлечению медицинских кадров для работы в регионе. Данный вопрос был заслушан на расширенном заседании Комитета по социальной политике и предложение о  единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам,  прибывающим для работы в городскую местность, не нашло поддержки. Заявителям  дано разъяснение действующего законодательства в сфере здравоохранения как федерального, так и автономного округа. Было отмечено, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» принято распоряжение от 15 апреля 2013 года № 614-р «О  комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими  кадрами до 2018 года».  Данными документами  урегулированы вопросы повышения  кадровой обеспеченности медицинских учреждений врачами, медицинскими и фармацевтическими работниками со средним  профессиональным образованием, качества и доступности медицинской помощи населению.
Органы местного самоуправления Тазовского района и  Западно-Сибирская территориальная организация Росприродсоюза инициировали  вопрос о сохранении на территории Тазвского района муниципального казенного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат малой вместимости для престарелых и инвалидов «Милосердие» (далее – МКУСО «Милосердие») и оказания социальной поддержки ветеранам Ямала, пожилым людям, инвалидам,  нежелающим выезжать за пределы родного края. Председателем Законодательного Собрания  автономного округа С.Н. Харючи было направлено ходатайство Губернатору автономного округа  о строительстве нового здания дома социального обслуживания населения в капитальном исполнении и о сохранении  данного учреждения. В результате длительного обсуждения поднятой проблемы с исполнительными органами государственной власти автономного округа принято решение о перепрофилировании объекта «Детский дом смешанного типа» в п. Газ-Сале Тазовского района на объект «МКУСО «Милосердие». Согласно информации Правительства автономного округа соответствующие изменения будут внесены в Адресную инвестиционную программу автономного округа в 2014 году.
По предложению законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа было пересмотрено решение органа местного самоуправления в части компенсации расходов по оплате проезда к месту использования отдыха и обратно неработающим членам семьи, проживающим не только на территории муниципального образования, а также  предоставление данной социальной гарантии членам семьи, проживающим на территории автономного округа.
По коллективному обращению работников муниципального бюджетного учреждения «Центральное хозяйственное обслуживание общеобразовательных учреждений» по вопросу оказания помощи в получении льгот и компенсаций как работникам бюджетной сферы было рассмотрено предложение депутатов Законодательного Собрания автономного округа совместно с уполномоченными исполнительными органами государственной власти автономного округа и Ямало-Ненецкой окружной организацией профсоюза работников  народного образования и науки Российской Федерации о дополнении части 2 статьи 21 проекта  закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе». В ходе деятельности рабочей группы по рассмотрению проекта закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», утвержденной распоряжением Председателя Законодательного Собрания автономного округа от 07 марта 2013 года № 25, принято согласованное решение о включении в законопроект нормы, предоставляющей работникам организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, права на назначение единовременных выплат при достижении пенсионного возраста.
В настоящее время принят Закон автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» с учетом дополнения данной нормой (часть 2 статьи 21 закона).
На основании обращений  по уточнению положений части 4  статьи 5  Закона автономного округа от 16 декабря 2004 года № 89-ЗАО  «О гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств  окружного бюджета,  проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» Комитетом по социальной политике  было предложено внести изменения в данную норму. В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством и исключения неоднозначного толкования понятия   круга   лиц, относящихся  к   членам  семьи работника, в   октябре 2013   года принят    Закон   автономного   округа  от  28 октября 2013 года  № 98-ЗАО   «О внесении изменений в статьи 1 и 5 Закона автономного округа «О гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств  окружного бюджета,  проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».  Данным законом уточнен круг членов семьи работника, к неработающим членам семьи,  имеющим право на компенсацию расходов к месту отдыха и обратно, отнесены дети в возрасте до 23 лет,  осваивающие образовательные программы по очной форме обучения и не вступившие в брак.
Поддержано предложение  Совета ветеранов при представительстве Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области о регулировании вопроса перерасчета пенсий за выслугу лет в связи с увеличением размера трудовой пенсии.
В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения государственных  гражданских служащих и лиц, замещавших должности в  органах государственной власти и управления автономного округа,  по согласованию с Правительством автономного округа было  разработано два проекта закона «О внесении  изменений в статью 63 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» и «О внесении изменения в статью 3 Закона автономного округа «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти  и управления Ямало-Ненецкого автономного округа».
Законом автономного округа от 29 апреля 2013 года № 35-ЗАО «О внесении  изменений в статью 63 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» был совершенствован механизм осуществления выплат пенсий за выслугу лет. Дополнительно  урегулирован вопрос социального соответствия гарантии на минимальный размер пенсии за выслугу лет и величины прожиточного минимума.
В декабре 2013 года депутатами Законодательного Собрания автономного    округа   рассмотрен   и принят   Закон автономного округа от 04 декабря 2013 года № 130-ЗАО «О внесении изменения в статью 3 Закона автономного округа «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти  и управления Ямало-Ненецкого автономного округа», исключивший    перерасчет   пенсии   в связи   с  индексацией  трудовой  пенсии с 01 января 2014 года.
Данными законами исключена необходимость систематического представления  пенсионерам, людям пожилого возраста справок об изменении размера трудовой пенсии, изменение механизма выплата пенсий  будет способствовать увеличению дохода получателей пенсий. Разработке законопроекта предшествовала совместная работа с руководителями департамента финансов автономного округа, департамента социальной защиты населения и государственно-правового департамента автономного округа.
Следует отметить, что принятию решений о разработке того или иного  проекта закона и внесению соответствующей законодательной инициативы, проведению расширенных заседаний рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа  всегда предшествует большая организационная работа, правовое обоснование и социально-экономическая  оценка проблемы, которая существует и требует действительно законодательного урегулирования на федеральном уровне или на уровне автономного округа.
Рассмотрению предложений, высказанных в обращениях, уделяется достаточно большое внимание, они анализируются, включаются  в планы работы Законодательного Собрания автономного округа, в информационно-аналитические обзоры, им дается правовая оценка и в случае их целесообразности инициируются правотворческие процедуры по совершенствованию законодательства.
Комитетом по социальной политике в июне 2013 года было рассмотрено обращение Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу по внесению изменений в статью 325 Трудового кодекса и в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных  государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных   Постановлением    Правительства    Российской   Федерации    от   12 декабря 2008 года № 455 в части предоставления гарантий и компенсаций по оплате  проезда к месту отпуска и обратно женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Консультантами Комитета по социальной политике была проведена экспертиза действующего законодательства и правоприменительной практики. В результате проведенной работы оснований для инициирования законодательной инициативы и поддержки предложения федерального органа  не нашлось. Заявителям  дано разъяснение норм действующего федерального законодательства по поднятому вопросу, высказана позиция о невозможности законодательной инициативы законодательным (представительным) органом государственной власти автономного округа и  что инициатором внесения  поправок может быть Министерство юстиции Российской Федерации, в структуре которого состоит Федеральная служба судебных приставов.
Регламентом Законодательного Собрания автономного округа определен  порядок личного приема граждан и  рассмотрения  обращений, закреплено, что обращения, поступившие в Законодательное Собрание автономного округа или депутатам, содержащие вопросы, имеющие общественное значение в определенных сферах, выносятся для рассмотрения на заседания Законодательного Собрания автономного округа, Совета Законодательного Собрания автономного округа, а также комитетов и рабочих групп.
Нашло поддержку интересное предложение о создании Интернет-газеты-энциклопедии Ямало-Ненецкого автономного округа на ненецком языке «Слово Ямала», направленное на реализацию норм действующего законодательства автономного округа по вопросам культуры и языков коренных малочисленных народов Севера с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и внедрением инновационных технологий. Данный проект предложено   реализовать в рамках деятельности государственного учреждения «Северное издательство», на базе редакции газеты на ненецком языке «Нарьяна Нгэрм» и интернет-ресурсов учреждения.
В ходе рассмотрения обращений оказывалась материальная помощь на лечение,  в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно, решались вопросы  транспортного обеспечения населения. Проблемы, поднятые в обращениях граждан, обсуждались при встречах с уполномоченными структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти автономного округа, с органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественными объединениями и с федеральными органами.
Заместителем Председателя Законодательного Собрания автономного округа Е.Г.Зленко с совместно департаментом международных и внешнеэкономических связей автономного округа (А.В.Мажаров)  положительно был решен вопрос поездки  пенсионерки на  могилу отца, погибшего в Великой Отечественной войне и похороненного в братской могиле на Украине. В адрес должностных   лиц     поступило    благодарственное     письмо     от    дочери  погибшего фронтовика.
В ходе рабочей  встречи с представителями департамента здравоохранения автономного округа  рассмотрено обращение общественной  организации ветеранов войны и труда по оказанию медицинской помощи участнику Великой Отечественной войны.
В результате проведенных встреч с должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе достигнута договоренность о предоставлении жилого помещения опекуну вблизи  места проживания опекаемого.
По коллективной жалобе жителей одного из муниципальных образований по некачественному  строительству жилых домов, предоставляемых по программе переселения  из ветхого и аварийного жилищного фонда, была проведена комплексная проверка рабочей группой Правительства автономного округа и органов местного самоуправления. Выявленные недостатки устранены, вопрос оставлен на контроле Администрации муниципального образования.
Около  30% заявителей имеют льготный статус – инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны труда, ветераны Ямала, дети-сироты, многодетные семьи.
По социальному статусу 32%  заявителей – пенсионеры, 30% –  служащие, 13%  –  рабочие, 7%  – безработные.
Из общего числа заявителей 26% составляют коренные малочисленные народы Севера.
В обращениях коренных малочисленных народов Севера и их общественных объединений по-прежнему поднимаются проблемы защиты прав коренных малочисленных народов Севера, в том числе оленеводов-частников и охотников, интересы хозяйствующих субъектов всех форм собственности, предпринимателей и фермеров, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности. В 40% обращений были подняты вопросы жилищной политики. Таким образом, обеспечение жильем коренных малочисленных народов Севера остается одной из актуальных проблем. 22% заявлений касалось вопросов социальной поддержки населения, в том числе оказания материальной помощи, пенсионного обеспечения.  23%  заявителей обратились по проблемам в трудоустройстве.
Анализ поступивших заявлений  показывает, что тематика обращений на протяжении последних лет  остается стабильной и отражает спектр проблем в сфере социальной политики. Проблемы жилищной политики, вопросы труда,  социальной поддержки населения, здравоохранения были подняты в 77% обращений: около 35% заявителей затрагивали вопросы жилищной политики, социальной поддержки населения – 22%, вопросы  заработной платы и трудозанятости – 11%.
По-прежнему не уменьшается количество писем по  предоставлению жилых помещений в автономном округе, в том числе при получении жилых помещений в связи со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда, улучшению жилищных условий. Их доля составляет 62% от общего числа обращений по жилищной политике.
Наблюдается снижение  обращений  по вопросам системы образования, в том числе по обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях; агропромышленного комплекса (в части проблем общин коренных малочисленных народов Севера).
22% обращений поступило из сельских территорий (Приуральский район –26,  Тазовский  район –  18,  Ямальский – 16, Пуровский район – 11). Наибольшее количество обращений поступило из муниципальных образований  г. Салехард и г. Ноябрьск, 128 и 111 соответственно.
Из других регионов Российской Федерации поступило  50 (12%)  обращений.  Заявители – пенсионеры, ветераны Ямала, живущие в других регионах Российской Федерации, поднимали вопросы оказания мер социальной поддержки  пенсионерам, выехавшим за пределы автономного округа, в том числе  единовременных социальных выплат, жилищных субсидий, пенсионного обеспечения.
По письмам пенсионеров данной категории были даны разъяснения в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством автономного округа, вопросы пенсионного обеспечения рассмотрены с  уполномоченными территориальными  органами Пенсионного фонда Российской Федерации и в целях улучшения  пенсионного обеспечения лиц, переехавших за пределы автономного округа, приняты законы автономного округа.
Отдел по работе с территориями и обращениями граждан  постоянно проводит личный прием граждан, оказывает консультативную и правовую помощь, принимает  меры по разрешению вопросов, координирует работу с обращениями граждан с помощниками и консультантами депутатов Законодательного Собрания автономного округа, с органами местного самоуправления муниципального образования в автономном округе, с исполнительными органами государственной власти автономного округа.

Начальник отдела В.В. Салиндер