2013, январь - октябрь

18.11.2013
ИНФОРМАЦИЯ

отдела по работе с территориями и обращениями граждан экспертно-правового управления аппарата Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа за девять месяцев 2013 года

За девять месяцев 2013 года в отделе по работе с территориями и обращениями граждан экспертно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – отдел, автономный округ) зарегистрировано 280 обращений граждан, в том числе письменных – 134 (48%), устных – 127 (45%) и интернет-обращений – 19 (7%). За первый квартал поступило – 107 заявлений, за второй – 117 и за третий –56.

Из 280 обращений 85% адресовано Председателю Законодательного Собрания автономного округа С.Н. Харючи.

Около 74% составляют индивидуальные заявления от граждан, 15% – от представителей предприятий, общественных организаций, 7% – коллективные.

84% обращений носят заявительный характер, 10% составляют предложения и 6% жалобы.

Жалобы поступали на некачественное строительство жилых помещений, предоставляемых населению в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на действия должностных лиц органов местного самоуправления.

В целом за отчетный период рассмотрено в полном объеме и по существу поставленных вопросов около 85% обращений, по остальным не истек срок рассмотрения или срок исполнения продлен в соответствии с действующим законодательством.

Из всего количества рассмотренных заявлений на 60% были даны разъяснения, рекомендации, по 25% приняты положительные решения, оказана практическая помощь, проведены встречи.

Исходя из вопросов, поднимаемых в письмах, около 40% обращений поставлено на контроль. Для разрешения изложенных проблем были направлены письма по компетентности, проведены встречи, вопросы вынесены на рассмотрение рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа.

Из поставленных на контроль заявлений снято с контроля более 80%, из них рассмотрены в сроки, установленные действующим законодательством, – 52% до 30 дней, продленных по сроку исполнения – 39%.

Продление сроков было по вопросам, требующим длительного времени для исполнения, направленным в исполнительные органы автономного округа, органы местного самоуправления или в случае, если по поднятым проблемам разработаны законопроекты и внесены законодательные инициативы, которые находятся на согласовании в исполнительных органах автономного округа, в органах местного самоуправления или направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

По компетентности было адресовано: в федеральные органы государственной власти – 14% писем, в исполнительные органы государственной власти автономного округа, в том числе Губернатору автономного округа, его заместителям, – 37%, в органы местного самоуправления – 22% и 21% направлен руководителям предприятий, организаций и общественных объединений. Около 6% было внесено на рассмотрение рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа.

Запросы направлялись в территориальные органы прокуратуры Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Уполномоченному по правам ребенка в автономном округе, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Предложения граждан о совершенствовании законодательства и поддержке семей, имеющих детей-инвалидов, материнства, детства, об увековечивании памяти заслуженных людей Ямала, вопросы предоставления к наградам автономного округа, проблемы коренных малочисленных народов Севера, в том числе вопросы их трудозанятости и социальной поддержки, вносились на рассмотрение рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа и по ним разработаны законопроекты.

На Совете Законодательного Собрания автономного округ было рассмотрено обращение государственного бюджетного учреждения автономного округа «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского» о присвоении Шурышкарскому районному историко-краеведческому комплексу имени Е.И. Тыликовой. Данное предложение поддержано и к депутатам Районной Думы муниципального образования Шурышкарский район направлено обращение депутатов Законодательного Собрания автономного округа.

Районной Думой муниципального образования Шурышкарский район принято решение о присвоении Шурышкарскому районному историко-краеведческому комплексу имени Е.И. Тыликовой.

В феврале 2013 года на заседании Комитета Законодательного Собрания автономного округа по социальной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (Е.Г.Зленко), (далее – Комитет по социальной политике) было рассмотрено предложение о совершенствовании трудового законодательства в части законодательного закрепления права работающих родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время. По решению Комитета по социальной политике разработан проект закона «О внесении изменения в статью 123 Трудового кодекса Российской Федерации», который был направлен в Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для внесения в порядке законодательной инициативы и дачи экспертного заключения. Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в предварительном порядке рассмотрен данный законопроект и произведена его правовая оценка. В адрес Законодательного Собрания автономного округа представлены заключения по законопроекту аппаратов Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов и по вопросам семьи, женщин и детей. Уполномоченными органами названных Комитетов одной из причин отрицательных последствий принятия данных социальных гарантий было указано то, что оно может сказаться на трудозанятости данной категории лиц, привести к снижению их занятости и невозможности реализации ими своих прав на труд. Также высказано мнение, что вопрос предоставления оплачиваемого отпуска родителям (опекунам, попечителям, приемным родителям), имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, в удобное для них время можно установить и без внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс, путем закрепления указанной гарантии коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя. Концептуально поддерживая рассмотренный проект закона, федеральными органами подчеркнуто, что правовые основания предоставления права родителям, воспитывающим детей-инвалидов, на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время в соответствии с действующим трудовым законодательством имеются.

Вместе с тем предварительные экспертные оценки указанных структурных подразделений не являются основанием, препятствующим принятию решения Законодательным Собранием автономного округа о внесении проектов законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В июле 2013 года на заседании Законодательного Собрания автономного округа рассмотрен вопрос «О законодательной инициативе Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 123 Трудового кодекса Российской Федерации». Данный вопрос бы внесен Комитетом Законодательного Собрания автономного округа по социальной политике .

Поводом для разработки проекта федерального закона послужили многочисленные обращения работающих родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Работодатель им отказывает в преимущественном праве на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для родителей время под предлогом производственной необходимости и непрерывности производственного процесса. Трудовой кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы не содержат положений о предоставлении родителям (опекунам, попечителям, приемным родителям), имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на льготных условиях ежегодного оплачиваемого отпуска по их желанию в удобное для них время.

16 сентября 2013 года на заседании Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был рассмотрен данный проект закона и принято решение включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы законодательного (представительного) органа Российской Федерации в период осенней сессии 2013 года, на декабрь.

На заседании Комитета по социальной политике в мае 2013 года рассмотрено обращение о совершенствовании законодательства автономного округа в отношении опекунов совершеннолетних недееспособных граждан, получающих вознаграждение в соответствии с Законом автономного округа от 06 декабря 2012 года № 133-ЗАО «О выплате вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» (далее – Закон № 133-ЗАО).

По рекомендации Комитета по социальной политике разработан проект закона автономного округа, устраняющий правовые препятствия по предоставлению льгот при выплате неработающим пенсионерам из числа опекунов-получателей вознаграждения по договору об осуществлении опеки на возмездных условиях, установленных Законом автономного округа № 133-ЗАО. Проект закона автономного округа «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» проходит согласование в Правительстве автономного округа.

Жители автономного округа поднимали перед депутатами Законодательного Собрания автономного проблему значительного миграционного прироста населения автономного округа, в том числе большой трудовой миграции. Вопросы миграционного процесса не остаются без внимания избранников народа. Разработано и было направлено в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации два проекта федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в сфере обеспечения режима пограничной зоны». Для решения проблемы миграции депутаты Законодательного Собрания автономного округа предлагают принять нормы закона, позволяющие выдворять нарушителей правил въезда и пребывания за пределы пограничной зоны, ввести разрешительный порядок приобретения проездных документов для въезда в регион, внедрить новые виды административного наказания за нарушение миграционного законодательства, предусмотреть особый порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания в пограничной зоне. Данные проекты федеральных законов в настоящее время по заключениям аппаратов Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции и по конституционному законодательству и государственному строительству не поддержаны.

В октябре 2013 года, с целью продолжения работы над поднятой проблемой, проведены депутатские слушания по теме «Правовое обеспечение миграционных процессов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Было внесено на обсуждение 9 вопросов, в том числе:
о миграционных процессах на территории автономного округа;
о потребности привлечения иностранных работников для осуществления трудовой миграции на территории автономного округа;
проблемы и перспективы развития межнациональных отношений в автономном округе;
о привлечении иностранной рабочей силы субъектами малого бизнеса.

В ходе депутатских слушаний приняты рекомендации, которые касаются вопросов совершенствования федерального законодательства и внесения законодательных инициатив. Так, предложено внести изменения в федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и в статьи 18.2 и 19.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения предусмотренных указанными статьями санкций.

Комитету по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного Собрания автономного округа (М.Ш. Абрахманов) поручено обобщить предложения и замечания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений, поступившие в ходе депутатских слушаний. Результаты обобщений будут представлены в федеральные органы, в Правительство автономного округа, в Законодательное Собрание автономного округа и в органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе.

По обращению родителей, имеющих детей-инвалидов, в законодательном (представительном) органе автономного округа был разработан проект закона автономного округа «О внесении изменений в статью 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» в части выделения семьям, имеющим детей-инвалидов, бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

В ходе работы над законопроектом и согласования его с Правительством автономного округа была изменена позиция данной нормы. В настоящее время Законом автономного округа от 26 сентября 2013 года № 77-ЗАО «О внесении изменений в статью 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» право первоочередного получения земельного участка предоставлено гражданам, имеющим 3-х и более детей, в случае наличия в составе семьи детей-инвалидов.

По проблемам коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизнедеятельности, в том числе оленеводов-частников, которые поднимались в письменных обращениях граждан и высказывались при встречах депутатов с избирателями, в июне 2013 года в Ямальском районе было проведено выездное расширенное заседание комитетов Законодательного Собрания автономного округа по делам национальностей и общественных объединений (А.В. Евай) и по экономической политике, промышленности и природопользованию (Н.Н. Яшкин).

В работе выездного заседания приняли участие оленеводы- частники, лица, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, руководители общественных организаций и объединений коренных малочисленных народов Севера, депутаты Законодательного Собрания автономного округа, должностные лица исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления.
Вопросы, обозначенные в обращениях оленеводов-частников, представителей общин коренных малочисленных народов Севера, до проведения совместного заседания комитетов были обсуждены при встречах с руководителями департаментов по делам коренных малочисленных народов Севера и агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия автономного округа и выработаны возможные варианты решения поставленных проблем.

В настоящее время по инициативе общественных объединений разрабатывается проект закона автономного округа о внесении изменений и дополнений в Закон автономного округа «Об оленеводстве», которым будут установлены меры социальной поддержки оленеводам-частникам.
К депутатам Законодательного Собрания автономного округа неоднократно обращались граждане из числа коренных малочисленных народов Севера по национальности манси, проживающие на территории автономного округа, по вопросу распространения на них гарантий и прав коренных малочисленных народов Севера. Как правило, лица, относящиеся к народности манси, получают отказ на получение льгот, так как согласно перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации манси для отнесения их к коренным малочисленным народам Севера должны проживать на территориях следующих субъектов: Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми.

Вопрос, поднятый народностью манси, был согласован с Министерством экономического развития и Министерством регионального развития Российской Федерации. В целях выработки единой согласованной политики с органами государственной власти автономного округа Комитетом Законодательного Собрания автономного округа по делам национальностей и общественных объединений была создана рабочая группа. В настоящее время изучаются научно-исследовательские аспекты исторических мест расселения народа манси и их проживания на территории автономного округа. По решению рабочей группы направлено письмо в Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая.

В ходе встречи заместителя Председателя Законодательного Собрания автономного округа Е.Г. Зленко с уполномоченным органом в сфере здравоохранения и директором департамента по делам коренных малочисленных народов Севера с участием представителей Фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного было рассмотрено обращение об ухудшении оказания медицинской помощи кочующему населению. Согласно протоколу встречи от 27 мая 2013 года было принято решение и даны рекомендации департаменту здравоохранения автономного округа совместно со службами гражданской обороны и МЧС отработать порядок экстренных вызовов, подготовив для кочующего населения информационный лист с указанием телефонов ГО, МЧС, центральных районных больниц, главных врачей, направить информационное письмо в адрес главных врачей государственных бюджетных учреждений здравоохранения по организации диспансеризации кочующего населения и организовать на базе государственных бюджетных учреждений здравоохранения муниципальных образований лечение тундрового населения врачами узких специальностей (врач-мамолог, гинеколог, эндокринолог и другие).

Департаменту по делам коренных малочисленных народов Севера автономного округа совместно с департаментом агропромышленного комплекса и торговли автономного округа предложено подготовить карту маршрутов касланий оленеводческих бригад для составления графика диспансеризации и профилактических осмотров кочующего населения. В ходе проведенной работы по обращению выявлено, что нет необходимости дополнительного законодательного закрепления на уровне автономного округа обеспечения кочующего населения медицинской помощью. В соответствии с федеральным законодательством диспансеризация для кочующего населения предусмотрена один раз в три года, профилактические осмотры один раз в два года. В решении поднятого вопроса необходимо было провести определенные совместные мероприятия всеми уполномоченными исполнительными органами государственной власти и соответствующими федеральными службами.

По предложению законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа было пересмотрено решение органа местного самоуправления в части компенсации расходов по оплате проезда к месту использования отдыха и обратно неработающим членам семьи, проживающим не только на территории муниципального образования, а также предоставление данной социальной гарантии членам семьи, проживающим на территории автономного округа.

По коллективному обращению работников муниципального бюджетного учреждения «Центральное хозяйственное обслуживание общеобразовательных учреждений» по вопросу оказания помощи в получении льгот и компенсаций как работникам бюджетной сферы было рассмотрено предложение депутатов Законодательного Собрания автономного округа о дополнении части 2 статьи 21 проекта закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» совместно с уполномоченными исполнительными органами государственной власти автономного округа и Ямало-Ненецкой окружной организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. В ходе деятельности рабочей группы по рассмотрению проекта закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», утвержденной распоряжением Председателя Законодательного Собрания автономного округа от 07 марта 2013 года № 25, принято согласованное решение о включении в законопроект нормы, предоставляющей работникам организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, права на назначение единовременных выплат при достижении пенсионного возраста.
В настоящее время принят Закон автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» с учетом дополнения данной нормой (часть 2 статьи 21 закона).

На основании обращений по уточнению положений части 4 статьи 5 Закона автономного округа от 16 декабря 2004 года № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» Комитетом по социальной политике было предложено внести изменения в данную норму. В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством и исключения неоднозначного толкования понятия круга лиц, относящихся к членам семьи работника, в октябре 2013 года был принят Закон автономного округа от 28 октября 2013 года № 98-ЗАО «О внесении изменений в статьи 1 и 5 Закона автономного округа «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Данным законом уточнен круг членов семьи работника, к неработающим членам семьи, имеющим право на компенсацию расходов к месту отдыха и обратно, отнесены дети в возрасте до 23 лет, осваивающие образовательные программы по очной форме обучения и не вступившие в брак.

Поддержано предложение Совета ветеранов при представительстве Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области о регулировании вопроса перерасчета пенсий за выслугу лет в связи с увеличением размера трудовой пенсии. В настоящее время разработан и направлен в Правительство автономного округа проект закона «О внесении изменения в статью 3 Закона автономного округа «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Ямало-Ненецкого автономного округа». Проектом закона предусматривается исключение с 01 января 2014 года перерасчета размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией трудовой пенсии, что будет способствовать увеличению дохода и освобождению лиц пожилого возраста систематически представлять документы, подтверждающие изменение размера трудовой пенсии по старости (инвалидности). Разработке законопроекта предшествовала совместная работа с руководителями департамента финансов автономного округа, департамента социальной защиты населения автономного округа и государственно-правового департамента. Проект закона планируется рассмотреть на заседании Законодательного Собрания автономного округа в ноябре – декабре 2013 года.
Следует отметить, что принятию решений о разработке того или иного проекта закона и внесению соответствующей законодательной инициативы, проведению расширенных заседаний рабочих органов Законодательного Собрания автономного округа всегда предшествует большая организационная работа, правовое обоснование и социально-экономическая оценка проблемы, которая существует и требует действительно законодательного урегулирования на федеральном уровне или на уровне автономного округа.

Рассмотрению предложений, высказанных в обращениях, уделяется достаточно большое внимание, они анализируются, включаются в планы работы Законодательного Собрания автономного округа, в информационно-аналитические обзоры, им дается правовая оценка и в случае их целесообразности инициируются правотворческие процедуры по совершенствованию законодательства.

Регламентом Законодательного Собрания автономного округа определен порядок личного приема граждан и рассмотрения обращений, закреплено, что обращения, поступившие в Законодательное Собрание автономного округа или депутатам, содержащие вопросы, имеющие общественное значение в определенных сферах, выносятся для рассмотрения на заседания Совета Законодательного Собрания автономного округа, а также комитетов и рабочих групп.

В ходе рассмотрения обращений оказывалась материальная помощь на лечение, в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно. Проблемы, поднятые в обращениях граждан, решались при встречах с уполномоченными структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти автономного округа, с органами местного самоуправления, общественными объединениями.

Заместителем Председателя Законодательного Собрания автономного округа (Е.Г.Зленко) совместно департаментом международных и внешнеэкономических связей автономного округа (А.В.Мажаров) положительно был решен вопрос поездки пенсионерки на могилу отца, погибшего в Великой Отечественной войне и похороненного в братской могиле на Украине. В адрес должностных лиц поступило благодарственное письмо от дочери погибшего фронтовика.

В ходе рабочей встречи с представителями департамента здравоохранения автономного округа рассмотрено обращение общественной организации ветеранов войны и труда по оказанию медицинской помощи участнику Великой Отечественной войны. В результате проведенных встреч с должностными лицами органов местного самоуправления достигнута договоренность о предоставлении жилого помещения опекуну вблизи места проживания опекаемого.  По коллективной жалобе жителей одного из муниципальных образований по некачественному строительству жилых домов, предоставляемых по программе переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда, была проведена комплексная проверка рабочей группой Правительства автономного округа и органов местного самоуправления. Выявленные недостатки устранены, вопрос оставлен на контроле Администрации муниципального образования.

Около 27% заявителей имеют льготный статус – инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны труда, ветераны Ямала, дети-сироты, многодетные семьи.
По социальному статусу 33% заявителей – пенсионеры, 29% – служащие, 12% – рабочие, 7% – безработные.
Из общего числа заявителей 28% составляют коренные малочисленные народы Севера.

В обращениях коренных малочисленных народов Севера и их общественных объединений по-прежнему поднимаются проблемы защиты прав коренных малочисленных народов Севера, в том числе оленеводов-частников и охотников, интересы хозяйствующих субъектов всех форм собственности, предпринимателей и фермеров, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности. В 40% обращений были подняты вопросы жилищной политики. Таким образом, обеспечение жильем коренных малочисленных народов Севера остается одной из актуальных проблем. 22% заявлений касалось вопросов социальной поддержки населения, в том числе оказания материальной помощи, пенсионного обеспечения. 23% заявителей обратились по проблемам в трудоустройстве.

Анализ поступивших заявлений показывает, что тематика обращений на протяжении последних лет остается стабильной и отражает спектр проблем в сфере социальной политики. Проблемы жилищной политики, вопросы труда, социальной поддержки населения, здравоохранения были подняты в 70% обращений: около 46% заявителей затрагивали вопросы жилищной политики, социальной поддержки населения – 34%, вопросы заработной платы и трудозанятости – 15%.

По-прежнему не уменьшается количество писем по предоставлению жилых помещений в автономном округе, в том числе при получении жилых помещений в связи со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда, улучшению жилищных условий, их доля составляет 56% от общего числа обращений по жилищной политике.

Наблюдается снижение доли обращений по вопросам системы образования, в том числе по обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, агропромышленного комплекса (в части проблем общин коренных малочисленных народов Севера).
24% обращений поступило из сельских территорий (Приуральский район –18, Ямальский – 15, Тазовский район – 11, Пуровский район – 7). Наибольшее количество обращений поступило из муниципальных образований г. Салехард и г. Ноябрьск, 86 и 72 соответственно.

Из других регионов Российской Федерации поступило 36 (13%) обращений. Заявители – пенсионеры, ветераны Ямала, живущие в других регионах Российской Федерации, поднимали вопросы оказания мер социальной поддержки пенсионерам, выехавшим за пределы автономного округа, в том числе единовременных социальных выплат, жилищных субсидий, пенсионного обеспечения.
По письмам пенсионеров данной категории были даны разъяснения в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством автономного округа, вопросы пенсионного обеспечения рассмотрены с уполномоченными территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Отдел по работе с территориями и обращениями граждан постоянно проводит личный прием граждан, оказывает консультативную и правовую помощь, принимает меры по разрешению вопросов, координирует работу с обращениями граждан с помощниками (консультантами) депутатов Законодательного Собрания автономного округа, с органами местного самоуправления, с исполнительными органами государственной власти автономного округа, обеспечивает встречу заявителей с депутатами, должностными лицами законодательного (представительного) органа.



Начальник отдела
В.В. Салиндер