Историческая справка

Историческая справка о Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа

Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа (до марта 2009 года – Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа) – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной (представительной) власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ), созданный в 1994 году после принятия Конституции Российской Федерации, закрепившей статус автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации.


Первый созыв (апрель 1994 года – май 1996 года)


12 января 1994 года постановлением главы администрации автономного округа было утверждено Положение о выборах в представительный орган государственной власти автономного округа, которые состоялись 6 марта 1994 года.

На первом заседании 27 апреля 1994 года избранными депутатами принято постановление, в соответствии с которым законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа стал именоваться Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа. Председателем был избран Николай Андреевич Бабин. Сформированы три постоянные комиссии: по бюджету, налогам и финансам; по законодательной деятельности; по вопросам социальной политики и малочисленных народов Севера.

Депутаты первого созыва (срок полномочий: апрель 1994 года – май 1996 года) заложили основы законодательства автономного округа в условиях отсутствия практики законодательной деятельности субъектов Российской Федерации. Им пришлось во многом самостоятельно осваивать, а при необходимости вырабатывать методику подготовки законопроектов, обсуждения и принятия законов. Депутатами Государственной Думы автономного округа первого созыва принят Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, законы автономного округа «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе», «О статусе административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа», «О референдуме Ямало-Ненецкого автономного округа (окружной референдум)».

2 ноября 1994 года в г. Ханты-Мансийске состоялось совместное заседание Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, на котором принято положение «О Совете Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Дум)» (в настоящее время – Совет Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа). Главами администраций Л.Ю. Рокецким, А.В. Филипенко, Ю.В. Неёловым и председателями дум Н.П. Барышниковым, С.С. Собяниным, Н.А. Бабиным подписано Соглашение органов государственной власти о сотрудничестве в создании механизма эффективного социально-экономического взаимодействия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

В феврале 1996 года вышел первый печатный номер официального издания Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа «Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа» (в настоящее время – «Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа»).

Депутатами Государственной Думы автономного округа первого созыва проведено 22 заседания, принято 273 постановления Государственной Думы автономного округа и 37 законов автономного округа. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесен 1 проект федерального закона.


Второй созыв (май 1996 года – апрель 2000 года)


21 апреля 1996 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы автономного округа второго созыва (срок полномочий: май 1996 года – апрель 2000 года). 15 мая 1996 года состоялось первое заседание Государственной Думы автономного второго созыва, на котором Председателем Государственной Думы автономного округа избран Сергей Евгеньевич Корепанов. В январе 1998 года полномочия С.Е. Корепанова были досрочно прекращены в связи с избранием его председателем Тюменской областной Думы. Председателем Государственной Думы автономного округа избран Андрей Викторович Артюхов.

В Государственной Думе автономного округа второго созыва образовано четыре комитета: по бюджету, налогам и финансам; по законодательству; по делам национальностей; по социальной политике.

Важнейшим событием в сфере законотворчества стало принятие в 1998 году новой редакции Устава (Основного закона) автономного округа. Принят блок окружных законов, обеспечивающих правовое регулирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (законы «О государственной службе Ямало-Ненецкого автономного округа», «О муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа», «О местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе»), выборного процесса (законы «О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа», «О выборах Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа», «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления»), сфер управления государственной собственностью, недропользования, налогообложения, земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, а также в особо охраняемых природных территориях автономного округа (законы «Об оленеводстве», «О рыболовстве в Ямало-Ненецком автономном округе», «О ведении рыбного хозяйства в водоемах Ямало-Ненецкого автономного округа», «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа» и ряд других). Утверждена Концепция развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе.

Были приняты важнейшие законы в социальной сфере: «Об адресной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе», «О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе», «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Ямало-Ненецком автономном округе». Законом автономного округа введено звание «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

В целях реализации контроля за расходованием средств окружного бюджета в 1999 году образована Счетная палата Ямало-Ненецкого автономного округа.

Важным событием этого периода стало подписание Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа (10 апреля 1997 года).

Депутатами введена практика проведения выездных заседаний в муниципальных образованиях автономного округа. 2 марта 1999 года состоялось выездное заседание Государственной Думы автономного округа в п. Тарко-Сале, на котором рассмотрены вопросы состояния и развития минерально-сырьевой базы автономного округа, социально-экономическая ситуация в геологоразведочных поселках автономного округа.

Начало и завершение работы депутатов второго созыва отмечено принятием законов об официальных символах Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации.   В декабре 1996 года принят закон автономного округа «О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа», в декабре 1999 года – Закон автономного округа «О гербе Ямало-Ненецкого автономного округа» (в настоящее время действует Закон автономного округа от 13.10.2003 года № 41-ЗАО «О гербе Ямало-Ненецкого автономного округа).

Депутатами Государственной Думы автономного округа второго созыва проведено 42 заседания, принято 888 постановлений Государственной Думы автономного округа и 214 законов автономного округа. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесено 6 проектов федеральных законов.


Третий созыв (апрель 2000 года – апрель 2005 года)


26 марта 2000 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы автономного округа третьего созыва (срок полномочий: апрель 2000 года – апрель 2005 года). 15 апреля 2000 года состоялось первое заседание Государственной Думы автономного округа третьего созыва. Председателем избран Алексей Владимирович Артеев. В связи с назначением А.В. Артеева заместителем Губернатора автономного округа и досрочным прекращением полномочий 01 ноября 2000 года Председателем Государственной Думы автономного округа избран Сергей Николаевич Харючи. Сформированы четыре комитета: по законодательству; по бюджету, налогам и финансам; по природопользованию и экономическому развитию; по социальной политике (в 2000 и 2003 годах названия комитетов были изменены). Образованы две постоянные комиссии: комиссия по контролю за реализацией мер по пресечению распространения наркомании на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; комиссия по этике.

22 июня 2002 года в Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа образована депутатская группа «Единая Россия» Всероссийской партии «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» – Единая Россия. 

Работа депутатов третьего созыва во многом была связана с проводимой в стране реформой государственного и административного управления. Особое внимание уделялось соответствию законов автономного округа федеральному законодательству, подвергшемуся в тот период системному изменению. Продолжена работа по разработке и принятию важнейших базовых законов автономного округа. В сфере местного самоуправления были приняты законы об отзыве выборного лица местного самоуправления, о статусе главы муниципального образования, о местном референдуме. После вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутатами приняты законы «О порядке осуществления законодательной инициативы представительным органом местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе», «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями законами Ямало-Ненецкого автономного округа».

Депутаты третьего созыва развивали практику проведения выездных заседаний, к участию которых привлекались органы местного самоуправления, представители исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественности. В ходе выездных заседаний в муниципальных образованиях обсуждались проблемы экологии, вопросы сотрудничества с предприятиями ТЭКа, распространения наркомании, патриотического воспитания молодежи, обеспечения жильем населения, проживающего в сельских муниципальных образованиях автономного округа. Целый пакет законов был посвящен развитию институтов народовластия на территории автономного округа, это законы: о территориальном общественном самоуправлении в автономном округе, о порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей автономного округа, об обращениях граждан и другие.

Важной задачей депутатов было принятие законов социальной направленности, в этой сфере прияты законы автономного округа о гарантиях и компенсациях работникам бюджетной сферы, проживающим в сельской местности, о потребительской корзине, о порядке и размерах оплаты труда приемных родителей и дополнительных льготах, предоставляемых приемной семье в автономном округе, о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов. Особое внимание уделялось проблеме обеспечения жильем населения автономного округа. При участии депутатского корпуса были сделаны первые шаги в развитии системы жилищного ипотечного кредитования в автономном округе. Приняты законы автономного округа «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», «О жилищной политике в Ямало-Ненецком автономном округе», «Об окружной целевой Программе «Жилище» на 2005 – 2010 годы», «Об окружной целевой Программе «Обеспечение жильем молодых семей».

Важной частью работы депутатов третьего созыва было сохранение социальной направленности бюджета автономного округа. Комплексное решение стоящих перед округом задач нашло отражение в 16 окружных целевых программах.

В 2005 году Государственная Дума автономного округа впервые по правилам, установленным статьей 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом (Основным законом) автономного округа, наделила по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В.  Неёлова.

В октябре 2003 года начал работать официальный сайт Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Депутатами Государственной Думы автономного округа третьего созыва проведено 68 заседаний, в том числе шесть выездных, принято 1707 постановлений Государственной Думы автономного округа и 402 закона автономного округа. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесено 32 проекта федеральных законов, принято в качестве федеральных законов – 3.


Четвертый созыв (апрель 2005 года – апрель 2010 года)


27 марта 2005 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы автономного округа четвертого созыва (срок полномочий: апрель 2005 года – апрель 2010 года) на основе новой избирательной системы. В Государственную Думу автономного округа по единому избирательному округу избрано 11 депутатов (из них: 8 представителей – от Всероссийской политической партии «Единая Россия», 2 – от политической партии «РОДИНА», 1 – от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»), по одномандатным избирательным округам избрано 8 депутатов, по многомандатному избирательному округу – 3 депутата.

15 апреля 2005 года состоялось первое заседание Государственной Думы автономного округа четвертого созыва. Председателем Государственной Думы автономного округа избран Сергей Николаевич Харючи.

Образовано шесть комитетов: по бюджету, налогам и финансам; по уставному законодательству и правовым вопросам; по социальной политике; по местному самоуправлению; по природопользованию, промышленности, транспорту и связи; по информационной политике, общественным объединениям и делам национальностей. Образованы постоянные депутатские комиссии: по реализации приоритетных национальных проектов; по контролю за реализацией мер по пресечению распространения наркомании на территории автономного округа; по регламенту и вопросам этики; по строительству, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству; по развитию малого и среднего предпринимательства.

Депутаты продолжили работу по совершенствованию системы государственного управления в автономном округе. Приняты законы о системе исполнительных органов государственной власти автономного округа, о резерве управленческих кадров автономного округа. В центре внимания законодателей находились вопросы организации местного самоуправления. Депутатами приняты законы об осуществлении местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях автономного округа; о наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований на территории автономного округа, о разграничении имущества между рядом муниципальных образований.

Значительное место в законодательной деятельности занимали окружные целевые программы, в том числе «Борьба с пожарами в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005 – 2007 годы», «Дети Ямала», «Социальная поддержка инвалидов на 2005 – 2007 годы» и другие. Была проведена дополнительная работа по решению проблем коренных малочисленных народов Севера, развитию национально-культурных автономий. В этой сфере были приняты законы автономного округа о Перечне труднодоступных, отдаленных местностей и территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, о государственной поддержке национально-культурных автономий в автономном округа.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в автономном округе, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, их должностными лицами, общественными объединениями, организациями автономного округа, юридическими и физическими лицами в 2007 году законом автономного округа учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в автономном округе.

Депутатами был принят закон, регулирующий отношения в сфере противодействия коррупции, а также закон, позволяющий осуществлять контроль за расходованием средств окружного бюджета – «О Счетной палате Ямало-Ненецкого автономного округа».

В экономической сфере были приняты ключевые законы «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа», «О торговой деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» и др.

В период работы депутатов четвертого созыва поступательно развивалась наградная система автономного округа. Законодателями был принят закон «О наградах и почетных званиях, учреждаемых в Ямало-Ненецком автономном округе».

02 декабря 2005 года Председателем Государственной Думы автономного округа С.Н. Харючи подписано Соглашение о сотрудничестве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.

В 2006 году состоялось первое заседание Координационного совета представительных органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа (в настоящее время – Координационный совет представительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и Законодательного Собрания автономного округа), а также первое организационное заседание первого состава Молодёжной палаты при Государственной Думе автономного округа (в настоящее время – Молодёжный парламент при Законодательном Собрании автономного округа).

20 сентября 2007 года в г. Салехарде в рамках совещания руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заключено соглашение о сотрудничестве в целях развития межпарламентских связей и обмена опытом депутатской деятельности.

19 марта 2008 года на заседании Государственной Думы автономного округа впервые был представлен доклад о состоянии законодательства в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 году. Закреплена практика подготовки ежегодных аналитических докладов о состоянии законодательства в автономном округе.

В соответствии с Законом автономного округа № 2-ЗАО от 26 февраля 2009 года «О внесении изменений в Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа» законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа – Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа – был переименован в Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа.

3 марта 2010 года Законодательное Собрание автономного округа четвертого созыва по представлению Президента Российской Федерации наделило полномочиями Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкина.

Депутатами Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва проведено 78 заседаний, в том числе 3 выездных, принято 2190 постановлений Законодательного Собрания автономного округа и 623 закона автономного округа. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесено 27 проектов федеральных законов, принято в качестве федеральных законов – 2.


Пятый созыв (апрель 2010 года – сентябрь 2015 года)


14 марта 2010 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания автономного округа пятого созыва (срок полномочий: апрель 2010 года – сентябрь 2015 года). В состав Законодательного Собрания автономного округа избрано 22 депутата, в том числе 11 депутатов – по единому избирательному округу (из них: 8 представителей – от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 2 представителя – от политической партии «ЛДПР», 1 – политической партии «КПРФ», 1– политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ), 11 депутатов – по одномандатным избирательным округам.

03 апреля 2010 года состоялось первое заседание Законодательного Собрания автономного округа пятого созыва. Председателем Законодательного Собрания автономного округа избран Сергей Николаевич Харючи. Для эффективной работы в соответствии с приоритетными направлениями деятельности образовано пять комитетов: по бюджету, налогам и финансам; по экономической политике, промышленности и природопользованию; по государственному устройству и местному самоуправлению; по социальной политике и жилищно-коммунальному хозяйству; по делам национальностей и общественных объединений. Образованы постоянные комиссии: по вопросам регламента и депутатской деятельности; по реализации приоритетных национальных проектов; по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Законодательного Собрания автономного округа.

По числу представленных в Законодательном Собрании автономного округа пятого созыва политических партий создано 4 депутатских объединения (фракции): депутатская фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; депутатская фракция Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; депутатская фракция Политической партии «Либерально-демократическая партия России»; депутатская фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Динамика принятия законов депутатским корпусом пятого созыва отличалась большой интенсивностью и отразила как общероссийские тенденции формирования региональной нормативной правовой базы, так и специфику развития законодательства автономного округа. Законодательно отрегулированы все важные и необходимые вопросы для перспективного развития автономного округа.

Серьезные преобразования проведены в блоке окружного законодательства по вопросам обеспечения политических прав граждан, развития демократии и гражданского общества на территории автономного округа. Принят новый закон автономного округа об избирательных комиссиях, комиссиях референдума, а также закон автономного округа о гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании автономного округа, при освещении их деятельности окружными телеканалом и радиоканалом. Изменению подверглись законы автономного округа о порядке избрания Губернатора автономного округа, о выборах депутатов Законодательного Собрания автономного округа, о референдуме автономного округа (окружной референдум), об Общественной палате автономного округа, об обращениях граждан. Приняты законы автономного округа, которыми учреждены должности уполномоченных по правам человека в автономном округе и по защите прав предпринимателей.

Произошли значительные изменения в развитии окружного законодательства, направленного на организацию взаимодействия органов государственной власти автономного округа и граждан, на активизацию самоорганизации населения, – приняты законы автономного округа об общественном обсуждении проектов законов автономного округа, об участии граждан в охране общественного порядка на территории автономного округа и другие. В целях защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина принят закон автономного округа об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью. Законом автономного округа о наградах и почётных званиях в автономном округе учреждена новая окружная награда – орден Рубиновой звезды. В ноябре 2010 года принят Закон автономного округа «О Гимне Ямало-Ненецкого автономного округа».

Продолжена работа по противодействию коррупции, нормы окружных законов приведены в соответствие с нормами федерального законодательства.

В период 2010 – 2015 годов был принят ряд законов о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе отдельными государственными полномочиями в различных сферах. В направлениях переданных государственных полномочий учтены все основные социальные потребности населения, проживающего в муниципалитетах. В 2014 году принят Закон автономного округа «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе».

Немало законодательных новелл внедрено депутатами пятого созыва в области социальной политики. Приняты базовые законы об образовании (новая редакция), о культуре, материнском (семейном) капитале, социальной поддержке и социальном обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 – 2015 годах депутатами Законодательного Собрания автономного округа продолжена работа по совершенствованию регионального законодательства в сфере труда. С целью сохранения и развития кадрового потенциала региона путем стимулирования миграции молодежи из-за пределов автономного округа совершенствовались нормы закона о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории автономного округа.

Особое внимание депутатами уделялось совершенствованию норм Закона автономного округа «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». В 2011 году в Закон автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» были включены правовые нормы, связанные с предоставлением земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, которые в дальнейшем совершенствовались. Приняты законы автономного округа о правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, о муниципальном жилищном контроле.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства был принят блок базовых законов, в том числе: о создании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья; об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.

Важным вектором в работе депутатов пятого созыва стало создание законодательных механизмов для диверсификации экономики, привлечения инвестиций, создания благоприятного налогового режима для предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории округа, поддержки малого и среднего бизнеса. В новой редакции принят Закон автономного округа «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа». В 2011 году утверждена «Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года». Логическим завершением формирования механизма управления социально-экономическими процессами в автономном округе стало принятие Закона автономного округа «О Программе социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 – 2016 годы».

Депутатами Законодательного Собрания автономного округа пятого созыва проведено 74 заседания Законодательного Собрания автономного округа, принято 2681 постановление Законодательного Собрания автономного округа, 823 закона автономного округа, в том числе 147 базовых законов и 676 о внесении изменений в действующее законодательство. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесено 17 проектов федеральных законов, принято в качестве федеральных законов – 4.


Шестой созыв (с 30 сентября 2015 года)


13 сентября 2015 года состоялись выборы в Законодательное Собрание автономного округа шестого созыва, которые проводились по смешанной избирательной системе: из 22 депутатов 11 избрано по одномандатным избирательным округам (один избирательный округ – один депутат) , 11 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями. Всероссийскую политическую партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Законодательном Собрании автономного округа представляют 18 депутатов, Политическую партию «Либерально-демократическая партия России» – 2 депутата, Политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации» – 1 депутат, Политическую партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 1 депутат. По состоянию на 31 декабря 2015 года из 22 депутатов 4 женщины и 18 мужчин, все депутаты имеют высшее профессиональное образование, 6 депутатов – ученую степень, в том числе 1 депутат – степень доктора наук.

Первое заседание Законодательного Собрания автономного округа шестого созыва состоялось 30 сентября 2015 года. Председателем Законодательного Собрания автономного округа избран Сергей Миронович Ямкин. Первым заместителем Председателя Законодательного Собрания автономного округа избран Виктор Николаевич Казарин, заместителями – Сергей Николаевич Харючи и Елена Геннадьевна Зленко.

В соответствии с приоритетными направлениями деятельности в Законодательном Собрании автономного округа шестого созыва образовано пять комитетов:

по государственному устройству, местному самоуправлению и общественным отношениям;

по экономической политике, бюджету и финансам;

по промышленности, природопользованию и экологии;

по социальной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера.

В Законодательном Собрании автономного округа шестого созыва по числу представленных политических партий образовано четыре депутатских объединения (фракции):

депутатская фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (количество членов фракции – 18);

депутатская фракция Политической партии «Либерально-демократическая партия России» (количество членов фракции – 2);

депутатская фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (количество членов фракции – 1);

депутатская фракция Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (количество членов фракции – 1).

01 октября 2015 года на втором заседании Законодательного Собрания автономного округа шестого созыва Губернатором автономного округа сроком на пять лет избран Дмитрий Николаевич Кобылкин, полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Законодательного Собрания автономного округа на срок полномочий Законодательного Собрания автономного округа шестого созыва наделён Александр Михайлович Ермаков.