Отчёт о деятельности Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению и общественным отношениям в 2017 году

29.12.2017

Правотворческая деятельность Комитета. Общая информация о правотворческой деятельности Комитета в отчетном периоде

Комитет является постоянно действующим органом Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ), созданным с целью обеспечения его правотворческой деятельности по вопросам государственного строительства, конституционного, уставного, административного законодательства, законодательства о государственной гражданской службе, местного самоуправления и общественных отношений.

К ведению Комитета относятся вопросы правотворческой деятельности и контроль за исполнением законодательства автономного округа в сферах:

1) государственной гражданской и муниципальной службы автономного округа;

2) местного самоуправления автономного округа;

3) административно-территориального устройства автономного округа;

4) административной ответственности за правонарушения, предусмотренные законодательством автономного округа;

5) судоустройства, адвокатуры;

6) правопорядка и безопасности граждан;

7) избирательного законодательства автономного округа;

8) наделения органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями;

9) создания организационно-правовых условий развития местного самоуправления на территории автономного округа;

10) взаимодействия с политическими партиями, региональными и местными национально-культурными автономиями, иными общественными объединениями, некоммерческими и религиозными организациями;

11) проведения публичных мероприятий в автономном округе;

12) взаимодействия с федеральными органами государственной власти на территории автономного округа.

Состав Комитета:

Харючи Сергей Николаевич – председатель Комитета;

Иванова Людмила Николаевна – заместитель председателя Комитета;

члены Комитета:

Жаромских Дмитрий Георгиевич;

Абдрахманов Марат Шамилевич;

Степанченко Валерий Иванович.

Информация о разработанных Комитетом проектах нормативных правовых актов автономного округа

За отчетный период Комитетом разработаны и внесены в Законодательное Собрание автономного округа следующие проекты законов автономного округа и проекты постановлений Законодательного Собрания автономного округа:

проект закона автономного округа «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об административных правонарушениях» (Закон автономного округа от 27 февраля 2017 года № 3-ЗАО);

проект закона автономного округа «О внесении изменения в статью 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О порядке рассмотрения предложений и выявления мнения населения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов в Ямало-Ненецком автономном округе» (Закон автономного округа от 27 мая 2017 года № 44-ЗАО);

проект закона автономного округа «О внесении изменения в статью 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе» (Закон автономного круга от 28 июня 2017 года № 51-ЗАО);

проект закона автономного округа «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О статусе депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа» (Закон автономного круга от 28 июня 2017 года № 50-ЗАО);

проект закона автономного округа «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере розничной продажи и распространения слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков»;

проект закона автономного округа «О внесении изменения в статью 4.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О мировых судьях в Ямало-Ненецком автономном округе»;

проект закона автономного округа «О внесении изменений в статью 3.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об административных правонарушениях»;

 постановление Законодательного Собрания автономного округа от 16 февраля 2017 года № 746 «О назначении мирового судьи судебного участка № 2 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа  от 16 февраля 2017 года № 747 «О назначении мирового судьи судебного участка № 1 судебного района города окружного значения Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа от 16 февраля 2017 года № 748 «О назначении мирового судьи судебного участка № 2 судебного района города окружного значения Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа от 23 марта 2017 года № 799 «Об отчете начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о деятельности полиции Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году»;

постановление Законодательного Собрания автономного округаот 23 марта 2017 года № 822 «О Положениях об удостоверениях мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа и мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа в отставке, нагрудном знаке мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа и нагрудном знаке мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа в отставке»;

постановление Законодательного Собрания автономного округаот 27 апреля 2017 года № 848 «О назначении мирового судьи судебного участка № 3 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа от 27 апреля 2017 года № 849 «О назначении мирового судьи судебного участка № 2 судебного района города окружного значения Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа»;

 постановление Законодательного Собрания автономного округа от 27 апреля 2017 года № 851 «Об информации Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа «О состоянии законности в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа от 25 мая 2017 года № 915 «О досрочном прекращении полномочий представителя общественности в квалификационной коллегии судей Ямало-Ненецкого автономного округа»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа  от 26 октября 2017 года № 1026 «О назначении мирового судьи судебного участка № 4 судебного района города окружного значения Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа от 16 ноября 2017 года № 1063 «О назначении исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 судебного района города окружного значения Губкинский»;

постановление Законодательного Собрания автономного округа «О назначении исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Надымского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа».

Информация о рассмотренных Комитетом проектах нормативных правовых актов автономного округа

Проект закона автономного округа «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» разработан в целях приведения законодательства автономного округа в соответствие с федеральным законодательством.

Рассмотренный проект закона автономного округа направлен на приведение закона автономного округа в соответствие с федеральным законом в части возврата задержанных транспортных средств их владельцам (представителям владельцев) или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания. Кроме того, проектом закона предусмотрено принятие должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, решения о возврате транспортного средства.

Таким образом, законодательством дополнительно урегулированы       вопросы возврата задержанных транспортных средств при устранении причины задержания транспортного средства (Закон автономного округа от 27 февраля 2017 года № 5-ЗАО).

Проект закона автономного округа   «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об административных правонарушениях»

Рассмотренный проект закона автономного округа разработан в связи с необходимостью установления в автономном округе административной ответственности за неисполнение решений координационных органов в сфере профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления на территории автономного округа.

В соответствии с положениями пункта 3-1 постановления Губернатора автономного округа «О составе антитеррористической комиссии в Ямало-Ненецком автономном округе» решения антитеррористической комиссии в автономном округе, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, организациями, должностными лицами и гражданами.

Полномочие по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 5.7 возлагается на должностных лиц исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере взаимодействия с федеральными органами государственной власти (Департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции автономного округа).

Рассмотрение протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 5.7, предлагается закрепить за мировыми судьями автономного округа. Предлагается установить следующие административные штрафы:

на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (Закон автономного округа от 27 марта 2017 года № 20-ЗАО).

    

Проект закона автономного округа «О внесении изменения в статью 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О порядке рассмотрения предложений и выявления мнения населения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов в Ямало-Ненецком автономном округе»

Рассмотренный проект закона автономного округа направлен на устранение расхождений в наименованиях географических объектов (населенных пунктов) на территории автономного округа.

Органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе проведены работы по выявлению мнения населения о присвоении наименований, о переименовании указанных географических объектов (населенных пунктов). Указанные мероприятия были проведены до вступления в силу Закона автономного округа от 29 октября 2014 года           № 77-ЗАО «О порядке рассмотрения предложений и выявления мнения населения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов в Ямало-Ненецком автономном округе», однако процедурные вопросы и порядок проведения данных мероприятий соответствует положениям указанного закона автономного округа.

В этой связи в целях придания выявленному ранее мнению населения о присвоении наименований, о переименовании указанных географических объектов (населенных пунктов) юридически значимого статуса и возможности использования сформированных в данном процессе официальных документов для обращения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по вопросу проведения дальнейшей работы был разработан и рассмотрен представленный законопроект (Закон автономного округа от 27 мая                     2017 года № 44-ЗАО).

Проект закона автономного округа «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О статусе депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа»

Проект закона автономного округа «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О статусе депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа» разработан по аналогии с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, а именно в Федеральный закон от 08 мая 1994 года  3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающими ответственность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за отсутствие на заседаниях без уважительной причины. Рассмотренным проектом закона автономного округа предусмотрена ответственность за однократное отсутствие на заседаниях Законодательного Собрания автономного округа без уважительной причины, а также закреплена процедура привлечения депутата Законодательного Собрания автономного округа к ответственности в виде лишения полномочий депутата Законодательного Собрания автономного округа за отсутствие без уважительной причины на заседании Законодательного Собрания три и более раз в течение года.

Проект закона автономного округа «О внесении изменения в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе»

Рассмотренный проект закона разработан в целях обеспечения безопасности населения и территории отдалённых сельских населённых пунктов от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законопроектом предполагается ввести на территории автономного округа институт старост в сельских населенных пунктах, не являющихся административными центрами поселений. К функциям старост предлагается отнести оказание содействия органам местного самоуправления сельского поселения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также первичных мер пожарной безопасности.

Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению безопасности населения и территории отдалённых сельских населённых пунктов от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Закона автономного округа от 27 июня 2017 года № 47-ЗАО).

        

Проект закона автономного округа «О внесении изменения в статью 15 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе»

Представленным проектом закона автономного округа вносятся изменения в статью 15 Закона автономного округа № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе», касающиеся предоставления отпусков муниципальным служащим в автономном округе.

Разработка указанного проекта закона обусловлена принятием Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в статью  21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В действующей редакции Закона № 67-ЗАО продолжительность такого отпуска составляет 35 календарных дней для муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы, и 30 календарных дней для муниципальных служащих иных групп должностей муниципальной службы.

Также Федеральным законом № 90-ФЗ установлена фиксированная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день – 3 календарных дня (ранее данная продолжительность определялась коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка органа местного самоуправления и устанавливалась муниципальным правовым актом).

Согласно вносимым Федеральным законом № 90-ФЗ изменениям максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сократилась до 10 календарных дней, до принятия изменений максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляла 15 календарных дней (Закон автономного округа 28 июня 2017 года № 54-ЗАО).

Проект закона «О внесении изменений в статьи 12 и 13 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об Общественной палате Ямало-Ненецкого автономного округа»

Рассмотренный проект закона был разработан в целях совершенствования деятельности Общественной палаты автономного округа.

Законопроектом предлагались следующие изменения:

1. Установить порядок утверждения (определения) нового члена Общественной палаты в случае досрочного прекращения полномочий члена Общественной палаты.    Предлагаемый порядок такого утверждения (определения) основан на общих принципах формирования общественных палат субъектов Российской Федерации, установленных Федеральным законом № 183-ФЗ, и разработан с учетом мнения Общественной палаты.

2. Уточнить процедуру компенсации расходов члена Общественной палаты, связанных с проездом к месту участия в мероприятии и обратно – в постоянное место его жительства либо иное место, определенное направляющей стороной.

Законопроектом предлагалось уточнить, что иное место в данном случае определяется направляющей стороной (председателем Общественной палаты) по письменному заявлению члена Общественной палаты. Данное дополнение вносится по предложению Общественной палаты по итогам практической реализации Закона автономного округа № 89-ЗАО.

          3. Предусмотреть в Законе автономного округа № 89-ЗАО положение о том, что с 01 января 2018 года компенсационные выплаты, установленные         пунктами 1, 2 части 2 статьи 12 Закона автономного округа № 89-ЗАО, производятся также лицам, сопровождающим членов Общественной палаты, являющихся инвалидами I группы, на основании письменного заявления указанного члена Общественной палаты и справки, подтверждающей факт установления его инвалидности. Указанные компенсационные выплаты производятся в размерах и порядке, предусмотренных названной статьей для члена Общественной палаты. Закрепление предлагаемых законопроектом положений направлено на обеспечение членам Общественной палаты (инвалидам I группы, как наиболее уязвимой категории инвалидов) равных с другими гражданами возможностей на осуществление активной общественной деятельности при соблюдении полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством региональному законодателю. (Закон автономного округа от 30 октября 2017 года № 73-ЗАО).

Проект закона автономного округа «О внесении изменений в статью 3.3 Закона автономного округа «Об административных правонарушениях»

Федеральным законодательством на субъекты Российской Федерации возложен ряд обязательств, одним из которых является обеспечение принятия (изменения) не позднее 01 ноября 2017 года закона субъекта Российской Федерации об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, предусмотрев в том числе повышение с 01 января 2021 года административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований.

В автономном округе такая ответственность уже установлена в статье 3.3 Закона автономного округа от 16 декабря 2004 года № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях».

Органами местного самоуправления в автономном округе за указанное правонарушение в автономном округе было составлено:

в 2014 году – 429 протоколов;

в 2015 году – 731 протокол и в 2016 году – 544 протокола.

По сравнению с первым полугодием 2016 года в первом полугодии 2017 года рост количества административных правонарушений за нарушение правил благоустройства составил 68 процентов.

Учитывая рост совершаемых административных правонарушений в этой сфере, проектом было предложено увеличение штрафных санкций на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. (Закон автономного округа от 30 октября 2017 года № 74-ЗАО).

Проект закона автономного округа «О внесений изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в целях создания условий для развития территориального общественного самоуправления».

Проект закона автономного округа разработан в целях создания благоприятных условий для развития территориального общественного самоуправления в автономном округе как одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

месте с тем, учитывая приведенные нормы федерального законодательства, в компетенцию регионального законодателя входит принятие нормативных правовых актов, направленных на содействие развитию территориального общественного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Одним из способов данного содействия выступает признание территориального общественного самоуправления социально ориентированной некоммерческой организацией и, следовательно, применение к нему всех доступных механизмов поддержки, установленных нормативными правовыми актами для данного вида некоммерческих организаций (Закон автономного округа от 27 октября 2017 года № 76-ЗАО).

Проект закона автономного округа «О внесении изменений в статьи 3 и 21 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О резервах управленческих кадров в Ямало-Ненецком автономном округе»

Рассмотренный проект закона был разработан с целью оптимизации резервов управленческих кадров в автономном округе.

В настоящее время согласно пункту 13 части 1 статьи 21 Закона автономного округа от 06 декабря 2012 года № 114-ЗАО «О резервах управленческих кадров в Ямало-Ненецком автономном округе» резервист исключается из резерва управленческих кадров в связи с назначением на управленческую должность.

Правоприменение данной нормы влечет обязательное исключение резервиста из резерва управленческих кадров, не учитывая нахождение его в различных видах резервов управленческих кадров.

Этим ограничивается право резервиста, состоящего в двух и более видах резервов управленческих кадров либо в рамках одного вида управленческих кадров на должности в двух и более группах управленческих должностей, на замещение тех управленческих должностей, для замещения которых он прошел отбор и был рекомендован двумя или более оценочными комиссиями к замещению управленческих должностей. С целью исключения таких норм был принят рассмотренный проект закона.

За отчетный период на заседаниях Комитета были также рассмотрены следующие вопросы:

«Об информации о реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа мер по совершенствованию миграционных процессов, интеграции и адаптации трудовых мигрантов и недопущению межнациональных конфликтов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

 «Об информации Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа о состоянии преступности и состоянии законности в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году»;

«Об отчете начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о деятельности полиции Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году»;

«О докладе Уполномоченного по правам человека в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году».

Информация о заседаниях Комитета

Всего в отчетном периоде Комитетом было проведено 11 заседаний.

15 февраля, 22 марта, 26 апреля, 24 мая, 21 июня, 22 июня,  14 сентября, 20 сентября, 25 октября, 15 ноября и 20 декабря 2017 года Комитетом проведены очередные заседания по рассмотрению вопросов, включенных в повестки очередных заседаний Законодательного Собрания автономного округа.

Все указанные заседания Комитета проводились по адресу:  г. Салехард, ул. Республики, 72.

Перечень тем и вопросов, рассмотренных на заседаниях, принятые решения и основные результаты заседаний Комитета

На заседаниях Комитета было рассмотрено 117 вопросов.

Основной блок вопросов – проекты законов автономного округа.

Всего в отчетном периоде на заседаниях Комитета рассмотрено 58 вопросов о проектах законов автономного округа.

По итогам рассмотрения проектов законов Комитетом приняты решения рекомендовать депутатам Законодательного Собрания автономного округа принять все проекты законов в окончательном чтении.

Комитетом рассмотрен один проект федерального закона.

Также Комитетом рассмотрены иные вопросы, включая вопросы о повестках заседаний.

Информация о внесении вопросов на обсуждение Совета Законодательного Собрания автономного округа, в том числе в повестку дня заседания Законодательного Собрания автономного округа

Информация об организации и проведении депутатских слушаний, заседаний круглых столов, рабочих групп и иных мероприятий по направлению деятельности Комитета

06 февраля – проведение заседания рабочей группы по разработке проекта закона автономного округа «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О статусе депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа»;

21 марта – проведение заседания рабочей группы по разработке проекта закона автономного округа «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О статусе депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа»;

25 апреля – проведение заседания рабочей группы по разработке проекта закона автономного округа «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О статусе депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа»;

09 июня – участие в заседании антитеррористической комиссии под председательством Губернатора ЯНАО (видео-конференц-связь);

28 – 30 июня – участие в Четвертом форуме регионов России и Беларуси на тему «Векторы интеграционного развития регионов России и Беларуси в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества» (г. Москва);

12 – 14 июля – участие в заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Об экспертной оценке состояния нормативно-правового обеспечения реализации Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 и на более отдаленную перспективу»;

13 сентября – проведение заседания подгруппы «Защита прав и законных интересов» по формированию Народной программы коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО – 2022» (г. Салехард);

21 сентября – проведение заседания подгруппы «Защита прав и законных интересов» по формированию Народной программы коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО – 2022» (г. Салехард);

27 – 28 сентября – участие в работе Международной научно-практической конференции «Деструктивные и псевдорелигиозные организации, секты и культы: вызовы и пути решения» (г. Москва);

02 октября – проведение заседания подгруппы «Защита прав и законных интересов» по формированию Народной программы коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО – 2022» (г. Салехард);

10 – 11 октября – участие в совещании руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти северных территорий Российской Федерации на тему «Вопросы реализации и развития экологического законодательства: региональный опыт» (г. Салехард);

10 – 11 октября – участие в семинаре-совещании с руководителями, представителями общин и малых форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера автономного округа на тему «Община коренных малочисленных народов Севера как социально-ориентированная некоммерческая организация» (г. Салехард);

12 октября – проведение заседания подгруппы «Защита прав и законных интересов» по формированию Народной программы коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО – 2022» (г. Салехард);

09 ноября – участие в заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О законодательном обеспечении построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны Российской федерации» (г. Москва);

14 ноября – участие в рабочем совещании под председательством Губернатора ЯНАО с руководителями предприятий АПК по вопросу «Современное состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса ЯНАО»;

30 ноября – участие V Международном арктическом правовом форуме «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты» (г. Санкт-Петербург);

11 декабря – участие в семинаре-совещании «Представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в структурах федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (г. Москва);

12 декабря – участие в заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «О развитии санитарной авиации в Арктической зоне Российской Федерации» (г. Москва);

13 декабря – участие в Форуме депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (г. Салехард);

14 декабря – заседание рабочей группы Законодательного Собрания автономного округа по переименованию географических объектов (населенных пунктов) на территории автономного округа (г. Салехард);

21 декабря – заседание рабочей группы Законодательного Собрания автономного округа по переименованию географических объектов (населенных пунктов) на территории автономного округа.