Государственный долг как эффективный инструмент государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения социально-экономического развития региона

22.03.2017

Государственный долг как эффективный инструмент государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения социально-экономического развития региона

В настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях воздействия на социально-экономическое развитие регионов, обеспечения реализации принятых расходных обязательств и сбалансированности бюджетов активно используют долговые инструменты. В частности, осуществляется привлечение бюджетных кредитов и кредитов от кредитных организаций, размещение государственных ценных бумаг и предоставление гарантий, которые в совокупности образуют государственный долг.

Вопросы планирования, осуществления и погашения долговых обязательств, поддержания объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне находятся на постоянном контроле Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.

Осуществление контроля данных вопросов необходимо в целях реализации полномочий Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по утверждению законом автономного округа окружного бюджета и отчета о его исполнении, а также функций по контролю за исполнением окружного бюджета и реализацией стратегии социально-экономического развития автономного округа.

Обсуждение вопросов повышения эффективности государственных заимствований Ямало-Ненецкого автономного округа и совершенствования процесса управления государственным долгом осуществляется в рамках проведения заседаний Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по экономической политике, бюджету и финансам, в работе которых принимает участие Счетная палата Ямало-Ненецкого автономного округа.

На очередном заседании Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по экономической политике, бюджету и финансам Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа представлены результаты проведенного в 2016 году экспертно-аналитического мероприятия «Анализ долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа за 2011 – 2015 годы».

Целями данного экспертно-аналитического мероприятия являлись: проанализировать существующие теоретические подходы к сущности и содержанию государственного долга; оценить уровень достаточности и обоснованности нормативной правовой (правовой) базы, регулирующей долговую политику, проводимую автономным округом; проверить соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в проверяемой сфере; оценить уровень управления государственным долгом автономного округа; оценить эффективность долговой политики, проводимой автономным округом; проанализировать влияние государственного долга автономного округа на реализацию бюджетной политики автономного округа и социально-экономическое развитие автономного округа.

Основные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа за 2011 – 2015 годы», свидетельствующие об эффективности применения государственного долга как инструмента государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения социально-экономического развития региона, приведены в следующей информации.

Достаточность нормативной правовой базы как необходимого элемента эффективной системы управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа

Процесс формирования и управления государственным долгом субъекта Российской Федерации непосредственно связан с разработкой и принятием законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу финансовых отношений.

В Ямало-Ненецком автономном округе сформирована достаточная нормативная правовая база в сфере управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа, включающая следующие основополагающие нормативные правовые акты: законы автономного округа о бюджетном процессе в автономном округе, об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о порядке предоставления государственных гарантий автономного округа; постановления Правительства автономного округа о совершенствовании системы управления государственным долгом автономного округа, об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии автономного округа на период до 2030 года, о порядке предоставления государственных гарантий автономного округа, об утверждении государственной программы автономного округа об управлении государственными финансами автономного округа.

Анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа, позволил установить, что в Ямало-Ненецком автономном округе создан механизм привлечения и управления необходимыми для региона заемными ресурсами. Эффективное применение данного механизма позволит обеспечить социально-экономическое развитие автономного округа, устойчивость и сбалансированность окружного бюджета при поддержании объема государственного долга автономного округа на экономически безопасном уровне.

Соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений в части количественных параметров долговой политики

Являясь основным нормативным правовым актом, регулирующим управление государственным долгом субъекта Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд ограничений, касающихся количественных параметров долговой политики субъектов Российской Федерации.

Данные ограничения установлены в отношении объема заимствований в текущем финансовом году; объема дефицита бюджета; объема государственного долга; объема расходов на обслуживание государственного долга.

При утверждении и исполнении окружного бюджета в 2011 – 2015 годах ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации в части количественных параметров долговой политики, соблюдены, что свидетельствует об ответственной долговой политике, проводимой в Ямало-Ненецком автономном округе.


Эффективность управления государственным долгом в Ямало-Ненецком автономном округе

Управление государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа относится к бюджетным полномочиям Департамента финансов автономного округа.

Для оценки эффективности управления государственным долгом в Ямало-Ненецком автономном округе разработана система показателей, значения которых были рассчитаны и проанализированы в рамках проведения экспертно-аналитического мероприятия.

Эффективность управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа характеризуется соотношением объема государственного долга автономного округа и доходов окружного бюджета; соотношением платежей по обслуживанию государственного долга и расходов окружного бюджета; отсутствием просроченных долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, анализу подлежали показатели, характеризующие предоставление государственных гарантий автономного округа и состояние долговых обязательств государственных предприятий автономного округа и просроченной кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий автономного округа и акционерных обществ.

Уровень значений показателей, характеризующих эффективность управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа в 2012 – 2015 годах, не превышал установленного уровня, что позволяет сделать вывод о высоком уровне управления государственным долгом Ямало-Ненецкого автономного округа.


Эффективность долговой политики, проводимой в Ямало-Ненецком автономном округе

Анализ эффективности долговой политики, проводимой Ямало-Ненецким автономным округом, осуществлялся по трем критериям, каждый из которых характеризовался отдельной группой показателей, учитывающих его специфику.

Показатели по критерию «Уровень долговой нагрузки и платежеспособности автономного округа» позволяют оценивать способность Ямало-Ненецкого автономного округа осуществлять платежи по своим долговым обязательствам и тем самым контролировать возможные объемы заимствований, а также характеризуют экономически безопасный уровень государственного долга в зависимости от отношения величины государственного долга автономного округа к объему доходов окружного бюджета.

Показатели по критерию «Качество управления структурой государственного долга автономного округа» позволяют проанализировать примененные инструменты реализации долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа по видам долговых обязательств и срокам заимствований (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные).

Показатели по критерию «Открытость сведений о состоянии государственного долга автономного округа» определяют доступность информации об объеме и структуре государственного долга автономного округа, о сроках и объемах погашения долговых обязательств автономного округа, процентных ставках, о стоимости обслуживания государственного долга автономного округа.

Анализ долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенный по вышеуказанным критериям, показал, что в Ямало-Ненецком автономном округе проводится эффективная долговая политика, способная осуществлять платежи по своим долговым обязательствам и контролировать возможные объемы заимствований. Полученные показатели по вышеуказанным критериям характеризуют экономически безопасный уровень государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа.

Влияние государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа на инвестиционную деятельность Ямало-Ненецкого автономного округа

Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики региона. С 2011 года в Ямало-Ненецком автономном округе возрастает доля инвестиционных расходов, для покрытия которых в том числе привлекаются заемные средства.

Крупнейшими инвестиционными проектами, реализуемыми в Ямало-Ненецком автономном округе в настоящее время, являются проекты по освоению углеводородных месторождений полуострова Ямал; разработке, освоению и промышленной эксплуатации нефтегазоконденсатных месторождений полуострова Ямал; развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал; строительству трубопроводов для транспортирования продуктов переработки попутного нефтяного газа и газового конденсата; развитию Северного широтного хода.

Реализация инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в перспективе позволит увеличить собственные доходные поступления и нарастить собственный экономический потенциал, а также покрыть накопленный государственный долг в полном объеме.

Влияние государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа на социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа

Эффективное применение государственного долга как инструмента государственной политики субъекта Российской Федерации способно обеспечить стабильный экономический рост, повышение благосостояния и качества жизни населения региона. Отражением положительного влияния проводимой субъектом Российской Федерации долговой политики является улучшение показателей социально-экономического развития региона.

В целях оценки влияния долговой политики на показатели социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа исследованы данные рейтингов социально-экономических показателей, присвоенных автономному округу Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг».

Министерством регионального развития Российской Федерации в исследуемом периоде формировался сводный индекс социально-экономического положения регионов, основанный на индексах, характеризующих такие сферы экономики регионов, как «Реальный сектор экономики», «Инвестиционная привлекательность», «Бюджетная система», «Доходы и занятость населения».

По значению сводного индекса социально-экономического положения регионов Ямало-Ненецкий автономный округ находился среди регионов, имевших положение значительно лучше среднероссийского уровня.

Министерством финансов Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг и оценка качества управления региональными финансами по 7 аспектам управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации: качество бюджетного планирования (по 7 показателям); качество исполнения бюджета (по 7 показателям); качество управления долговыми обязательствами (по 7 показателям); финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями (по 8 показателям); качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг (по 8 показателям); степень прозрачности бюджетного процесса (по 8 показателям); выполнение Указов Президента Российской Федерации (по 9 показателям).

Кроме того, осуществляется оценка соблюдения субъектами Российской Федерации бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса (по 11 показателям).

На основании комплексной оценки качества автономный округ вошел в группу из 23 субъектов Российской Федерации с «высоким качеством управления» региональными финансами.

Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки присваивается по показателю «Отношение государственного долга субъекта Российской Федерации к налоговым и неналоговым доходам бюджета субъекта Российской Федерации».

По данным Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», Ямало-Ненецкий автономный округ по уровню долговой нагрузки имеет положение значительно лучше среднероссийского уровня.

Проведенное исследование показало высокие рейтинги социально-экономического положения Ямало-Ненецкого автономного округа, высокие рейтинги автономного округа по качеству управления региональными финансами и по долговой нагрузке автономного округа. В совокупности значения данных рейтингов подтверждают положительное влияние проводимой долговой политики на социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, результаты проведенного Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году экспертно-аналитического мероприятия «Анализ долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа за 2011 – 2015 годы» позволяют сделать вывод о том, что в Ямало-Ненецком автономном округе создана эффективная система управления государственным долгом автономного округа, способная заимствовать дополнительные средства на социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа с соблюдением принципа сохранения размера государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа на экономически безопасном уровне.



Подготовлено по материалам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ долговых обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа за 2011 – 2015 годы», проведенного Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году.